Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 140 Рис. 2. Криж В. Азбука, 1905. С. 95. В пособии К. Д. Ушинского «Родное слово» (изд. 148-е, 1916) территория страны «очерчена» небольшим разделом «Города и реки» [Комм. 2]. В порядке перечисления названы Петроград, Киев, Нижний Новгород, Архангельск и почему-то – Париж. Не все названные города далее удостаиваются какой-либо характеристики, но Москва отмечена ею. Она у Ушинского – «матушка», «белокаменная, златоглавая, хлебосольная» [27, с. 79]. Отметим, что именование столицы «матерью городов» – это калька с греческого μƞτρóποʎι̋ϛ (древнегреч. μήτηρ – «мать» и πόλις – «город»), т.е. «материнский город», митрополия; этот оборот речи был использован еще в древнем русском летописании [2, с. 211]. Сохранение его Ушинским и другими авторами букварей дает отсылку к освещенной веками традиции и, вместе с тем, создает образ столичного города как «начала начал», исходной первопричины для всех других городов земли. Тенденция отождествления страны и столицы или «собирания» всей территории в одну, центральную точку сохраняется в букварях и азбуках и после 1917 года, уже при новой, советской власти. В «Азбуке для неграмотных» (1920) среди первых предложений читаем: «Москва сердце России» [14. с. 6]. Интересно, что этой фразе предшествуют следующие: «Отец. Церковь. Отец подарил нам деревцо. У Вани нет отца. Птица хранит своих

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=