Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 147 Рис. 6. Панов В. Н., Соколов И. Н. Букварь. 1909. С. 42 Тот же подход осуществлен в учебнике В. Г. Богораз-Тана и С. Н. Стебницкого. Глава «Город» открывается видом на Московский Кремль с Большого Каменного моста (Рис. 7), хотя в тексте о Москве нет ни слова: «В городе десять тысяч домов. В городе тысяча тысяч людей. Дома в городе высокие, в пять-шесть этажей, сложены из кирпича и укреплены железом» и т.д. [17, с. 109]. Впрочем, другие иллюстрации к этому тексту (трамвай, автомобиль, завод, аэроплан) носят «универсальный» характер и «не привязаны» к какому-либо конкретному городскому пространству. Обратим внимание на фольклорный мотив, присутствующий в тексте – «тысяча тысяч». Неисчислимая тьма… Город – вероятно, никогда не виданный ребенком- читателем – некое почти сказочное пространство, далекое и непостижимое, почти как Америка, о которой идет речь далее. «Букварь» В. Г. Богораз-Тана имеет узкую адресацию: он был создан для детей северных народностей России. В этом контексте описание города для ребенка, семья которого ведет традиционный кочевой образ жизни, особенно интересно. В учебнике имеется текст, посвященный тому, как самоед Мика поехал учиться в Ленинград. Однако речь в нем идет только о дороге к городу: описан путь на оленьей упряжке, на лодке и, наконец, по железной дороге. Ни одного слова о Ленинграде, равно как и его изображений, нет. В следующем разделе этого учебника тема города рассмотрена на абстрактом примере и проиллюстрирована московским пейзажем. Рис. 7. Богораз-Тан В. Букварь, 1927. С. 109.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=