Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 15 Все это, тем не менее, не смогло предотвратить кровавый террор «Варфоломеевской ночи» (24.08.1572) и целый ряд других аналогичных эксцессов, опустошивших целые регионы Европы. Как отмечал Л. В. Спиц, Польша эпохи Ягеллонов простиралась от реки Висла на западе до Днепра на востоке, почти достигая Черного моря, представляя собой разнородную в этническом и религиозном отношении страну также населяли римо-католические поляки и литовцы, греко- православные малороссы, а города западной Польши изобиловали торговыми поселениями немцев (лютеран) и евреев (иудеев), игравших важную роль в экономической жизни страны. Реальная власть короля была ограниченной, так как элиты Польши, представленные военно-служилым сословием (шляхтой) и магнатами («большими людьми», сенаторами и вельможами) обладали значительной автономией и целым рядов привилегий. Так, в 1505 году польский сейм принял закон «Nihil novi» («ничего нового»), согласно которому королям запрещалось издавать новые законы без согласия шляхты. В силу глубокой децентрализованности Польши, полное обращение населения в единое вероисповедание по инициативе короля, как это происходило, к примеру, в скандинавских землях, было невозможно. В целом же распространение Реформации в этих территориях происходило по общей схеме, когда на местах складывалось негативное отношение к Римской церкви, критику которой активно вели лидеры реформаторских групп, способствуя преобразованию католических приходов в протестантские общины [9, с. 46]. В первой половине XVI веке среди магнатов и шляхты Польши и Великого княжества Литовского распространилось влияние многочисленных «евангельских общин» сторонников лютеранства, кальвинизма, польских братьев, чешских братьев и ряда других меньшинств, собирательно именуемых «dissidentes de religione» (религиозными диссидентами, несогласными), правовой статус которых был тогда еще не определен. «Акт» 1573 года на латыни, языке католической церкви и науки той поры, красноречиво именовался «Pax dissidentium» (pax inter dissidentes de religione, буквально – «мир с отступниками от религии», т.е. с «несогласными», «инакомыслящими», «сектантами» и т.п.). К этой собирательной категории могли причислять и приверженцев «greckiej wiary» (греческой веры, византийской традиции, православных), которые отделяли себя от Ecclesia Catholica Romana, но при этом, в свою очередь, могли считать протестантов «сектантами» и «еретиками». В эпоху правления короля Сигизмунда I (Zygmunt I Stary, 1506 – 1548) римско-католическая иерархия сохраняла свое положение в государстве практически таким же, какое оно существовало в Средние века. В Речи Посполитой католическая иерархия занимала тоже очень высокое социальное положение. Ее глава, гнезненский архиепископ, был первым в государстве лицом после короля, занимал первое место в сенате, носил титул «princeps senatus». В польском сенате первые места занимали архиепископы и епископы, т.е. католическая иерархия представляла собой весьма влиятельную
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=