Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 17 году даже руководил его работой, когда сформировался католический эксклюзивизм, негативно повлиявший на перспективы христианского единства, уничтожив на столетия последние мосты, соединявшие, образно говоря, католический материк с протестантскими островами. Л. В. Спиц отметил, что Папа Пий V (Pius PP.V, Antonio Michele Ghislieri, 1566-1572) снабдил всех епископов официальным печатным изданием постановлений Тридентского собора. В помощь приходским священникам в 1566 году он издал и Римский катехизис как введение в сборник постановлений Тридентского собора. В дополнение к катехизису были опубликованы католический требник и молитвенник, основу которых, как и катехизиса, уже подготовил собор. Следующий папа Григорий XIII (Gregorius PP.XIII, Ugo Boncompagni, 1572-1585) обязал папских нунциев контролировать выполнение соборных постановлений в подотчетных им землях, что удалось в Испании, Польше и Итальянских землях, но не во Франции и Германии [7, с. 111]. По словам католического историка И. Лортца: «Для Церкви и папства Собор был победоносным окончанием великой антицерковной битвы, начавшей в XIII в. и постоянно направленной против папства; ибо Тридентский собор есть фактическая и частично уже принципиальная победа над концилиаристской идеей и, с другой стороны, – как конечное следствие – над протестантской идеей Церкви» [6, с. 194]. В 1564 году кардинал Гозий вернулся в Польшу, которая стала одной из центральных арен борьбы Реформации с Контрреформацией. Король под влиянием кардинала начал борьбу с Реформацией. В 1564 году кардинал пригласил иезуитов в Польшу, а в Браунсберге (ныне Бранево) основал первую иезуитскую коллегию. В 1568 г. иезуиты появляются в Литве. Они вели активную миссионерскую работу, занимались благотворительностью и школьным образованием, используя все средства для восстановления утраченного влияния Римско-католической церкви. Иезуиты, как отметил И. Лортц, были передовым отрядом Контрреформации и именно их неутомимые атаки и оборонительные меры были тем фактором, который затормозил и даже приостановил продвижение протестантизма, став защитниками Римской Церкви и самыми стойкими борцами с просветительским рационализмом [6, с. 181]. Вместе с усилением позиций католичества в среде его сторонников росла нетерпимость к религиозным диссидентам. Догматическим основанием растущей религиозной нетерпимости к протестантским церквям стали решения Тридентского собора. Согласно принятому символическому учению католичества единственно истинная, руководимая Духом Святым, и непогрешимая церковь, вне которой нет благодатного освящения, и никто не может достигнуть вечного спасения, и вне которой нет и быть не может истинного исповедания веры Христовой, есть Ecclesia Romana. Таким образом, исключительная экклезиология Римско-католической церкви, принятая на Тридентском соборе, возводила религиозную нетерпимость к протестантизму в ранг божественного права и утверждала ее на догматической основе.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=