Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 20 (570-632), зафиксировавшего известное положение Корана, что «нет принуждения в религии» (сура «Аль-Бакара», аят 256) и утвердившего права «людей Писания», или, наконец, в рассматриваемую выше эпоху Реформации с попытками восстановить единство христиан и конфессиональную однородность, принудительно навязывая их в королевствах и княжествах Европы той поры. Последним практикам противостояли, к примеру, известные идеи И.С. Пересветова (XVI век), выходца из земель Wielkie Księstwo Litewskie, утверждавшего, что «Бог не веру любит – правду» (1549), приводящего православному Ивану Грозному в качестве примера подлинного «правоверия» мусульманского «Магмет-салтана». В Речи Посполитой возник социально- политический прецедент, получивший название «золотого века» республики двух народов, основанной на тех нормах, которые получили широкое признание только в ХХ веке (Universal Declaration of Human Rights, 1948). Почти 450 лет, прошедшие с дней принятия «Акта», показывают, что его подходы продолжают оставаться предельно актуальными и сегодня, когда, как и прежде, во всем мире продолжаются поиски оптимального баланса между поддержанием солидарности в обществе и стабильности в государстве, с одной стороны, и, с другой, противостоянию угрозам дезинтеграции и «атомизации» социума, вызванные стремлением целого ряда внешних и внутренних «центров силы» фокусироваться исключительно на противоречиях сограждан, провоцируя конфликты, порой переходящие в акты экстремизма, о которых нам почти ежедневно сообщают СМИ. Особенно эта проблематика важна для системы образования, где сохраняет свою неувядающую значимость призыв «Сейте разумное, доброе, вечное» (Н. А. Некрасов «Сеятелям», 1876), предполагающий сегодня разработку новых образовательных программ, призванных формировать установку на толерантность у российской молодежи как универсальную компетенцию, признающую сосуществование и добрососедство граждан, входящих в общности « своего » , «другого», « иного » и « чужого » круга, отличаемых от принципиально «чуждого» как опасного антипода «разумного, доброго, вечного», которое еще в Псалмах, созданных в эпоху легендарного царя Давида (ок. XI – IX вв. до н.э.) получило собирательное наименование «сборище злонамеренных » (ἐκκλησίαν πονηρευομένων, ecclesiam malignantiumet, церковь лукавнующих, Псал. 25:5). Можно отметить, что в научной литературе и массмедиа оформились два дистанцирующиеся направления в понимании толерантности и веротерпимости, первая из которых тяготеет к т.н. «эссенциализму», а вторая – к «конструктивизму». В рамках первой авторы фокусируются на выявлении некоторой неизменной и вечной «сущности» или «природы», объединяющей многообразные социальные феномены в некое гомогенное целое («правоверие», «зловерие еретиков» и т.п.), тогда как в рамках второй – на анализе их внутреннего многообразия и тех особенностей этих феноменов, вплоть до взаимоисключающих, которые создаются, конструируясь в глобальной истории или локальном социальном контексте, как, к примеру, те фактические реалии, которые обозначались термином «христианство» в эпоху

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=