Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 28 DOI 10.22405/2304-4772-2020-1-3-27-33 Современное общество до начала пандемии в рамках гуманитарного дискурса обозначалось как общество – ризоматичное, потребления, массовое, постиндустриальное, однако именно появление вируса Covid-19 стало своего рода катализатором трансформаций во взаимодействии субъекта с цифрой средой. С начала XXI века обыватель начинает осознавать нарастание роли сетевых практик. Общественный дискурс насыщается такими понятиями как «лайк», «репост», «твит», за которыми обнаруживаются такие типы социальных практик, которые составляют предмет изучения множества областей социо- гуманитарного знания. Иными словами, появление новых инструментов и новых типов действования обнаруживает некоторое пространство обязанностей, которое долгое время оставалось скрыто от пользователя. Если ранее, например, внутри академической среды существовала необходимость цифровой представленности, то это порождало непонимание процесса разрешения конфликта между двумя типами пространств: аналоговым (университет) и цифровым (сеть). Поскольку социальные сети в качестве своих атрибутов имеют открытость и интерактивность для пользователей, то кроме охвата более широкой аудитории университет оказывается неспособен обнаружить совпадение границ своей открытости с границами, принятыми в сети. Разница позиций университетской администрации, студентов и преподавателей, порождает противоречия. Так, в качестве примера, можно рассмотреть ситуацию, когда профессор университета Колорадо Уорд Черчилль в 2005 году должен был выступить в колледже Гамильтон, однако это выступление было отменено, потому что несколько сотен человек написали письма с угрозами в адрес колледжа, если Черчилль выступит в нем. Причиной гнева общественности стало эссе, которое было написано профессором несколько лет назад и опубликовано на стороннем сайте, в котором он сравнивает жертв теракта 11 сентября 2001 года с «маленькими Эйхманами», подразумевая, что их существование в стерильной атмосфере башен-близнецов в сравнении с гибнущими детьми в Ираке представляет значительный политический контраст. Администрация колледжа была вынуждена принести извинения и пояснить, что они не знали о данной публикации в момент приглашения. Черчилль был уволен с должности заведующего кафедрой этнических исследований, однако причиной стало расследование его научной деятельности и обнаружение плагиата в научных трудах. Черчилль неоднократно подавал иски в Верховный суд США, настаивая, что он, как представитель коренного населения Америки, стал очередной жертвой, что расследование стало лишь академической местью за его свободное высказывание. Суд пояснил свое решение тем, что несмотря на Первую поправку к Конституции США о свободе слова: «университет имеет право и обязан обеспечить высокие профессиональные стандарты своих преподавателей» [1]. Противоречие между репутационными представлениями университета и свободой выражения мнений преподавателей несмотря на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=