Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 34 Н. И. Лобанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТА РЕАЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (ОТ РЕБЕНКА – К ВЗРОСЛОМУ) Статья посвящена проблеме социального конструирования реальности. Основной вопрос связан с тем, как меняется представление о реальности (критерии реальности мира и себя самого) в процессе социализации. Показано, что восприятие реальности, характерное для взрослых членов общества (характеризуемое в философии как «наивный реализм») является социальным конструктом, сформированным в детском возрасте в ходе многочисленных актов коммуникаций и взаимодействий ребенка с окружающими. Изначальное восприятие реальности ребенком отличается от того представления о мире, которое является самоочевидным для взрослых. В процессе реализации практик заботы, взрослое представление о мире и человеке, объективируясь в соответствующих техниках тела (телесных практиках) прививается (навязывается и усваивается) ребенком, становясь его собственной позицией и вытесняя его первоначальное отношение к себе и миру. В ходе коммуникации с окружающими его людьми (не только речевой, но и тактильной) у ребенка вырабатывается практическое чувство реальности, настроенное на ориентацию в той парадигме действительности, представление о которой он приобрел в процессе научения. Социальные стандарты восприятия, воплощенные в перенятых у взрослых телесных и предметных практиках, формируют установки ребенка, позволяюшие ему приобретать опыт реальности, согласовывающийся с опытом других людей, составляющих данную социальную общность, членом которой он становится, как только взрослое отношение к реальности становится его собственным. Ключевые слова: «наивный реализм», практическое чувство реальности, социальный конструкт, социализация, габитус, парадигма реальности, ребенок, взрослый, доверие к реальности. N. I. Lobanova Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia) FORMATION OF THE CONSTRUCTION OF REALITY IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL (FROM A CHILD TO AN ADULT) The article is devoted to the issue of social construction of reality. The main question is related to the way the idea of reality (the criteria for the reality of the world and oneself) changes in the process of socialization. The authoyr shows that the perception of reality characteristic of adult members of society (characterized in philosophy as "naive realism") is a social construction formed in childhood in the course of numerous acts of communication and interaction of the child with other people. The child's initial perception of reality differs from the concept of the world that is self - evident to adults. In the process of implementing care practices, an adult's idea of the world and a person, objectified in the appropriate body techniques (body practices), is instilled (imposed and assimilated) by the child, becoming his own position and displacing his original attitude to himself and the world. In the course of communication with the people around him (not only verbal, but also tactile), the child develops a practical sense of reality, tuned in to orientation in that paradigm of reality, the idea of which he acquired in the process of learning. Social standards of perception,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=