Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 73 О. В. Осокина Тульский государственный университет ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В процессе философского обобщения процессов, идущих в вузах и приводящих к конфликтам, было установлено, что они имеют мировоззренческое, духовное, психологическое и социальное основания. Они возникли в то время, когда человек стал использовать знания для формулирования целей своего бытия, а также для создания средств и способов достижения поставленных целей. Конфликт в организации высшего образования страны предложено рассматривать как процесс состояние диалектического взаимоотношения-взаимовлияния участников и разновидность социального столкновения. Он реализуется во время учебно- воспитательного цикла с помощью различных форм насилия на уровне угроз и агрессии в рамках относительно ограниченных способов и средств их использования. Ключевые слова: конфликт, организация высшего образования, социальное столкновение, вуз, социальное столкновение, насилие, угрозы и агрессия O. V. Osokina Tula State University (Tula, Russia) THE NATURE AND ESSENCE OF SOCIAL CONFLICTS IN HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS In the process of philosophical generalization of the processes taking place in universities and leading to conflicts, it was found that they have an ideological, spiritual, psychological and social basis. They arose at a time when a person began to use knowledge to formulate the goals of their being, as well as to create means and ways to achieve the set goals. The author proposes to consider the conflict in the organization of higher education in the country as a process of the state of dialectical interaction-mutual influence of participants and a kind of social collision. It is implemented during the educational cycle, with the help of various forms of violence at the level of threats and aggression, within the relatively limited ways and means of their use. Keywords : conflict, organization of higher education, social conflict, university, social conflict, violence, threats and aggression. DOI 10.22405/2304-4772-2020-1-3-73-84 В любых философских исследованиях важнейшей их целью является выявление природы и сущности изучаемого объекта. Раскрыть его природу – это значит не только ответить на вопрос, что является главной причиной и источником возникновения объекта, но и выявить закономерности его функционирования, развития, а также определить, как, каким образом этим объектом можно «управлять», а если необходимо, то и предупредить его возникновение. Это требование значимо и в рамках философского исследования конфликтов в организациях высшего образования России. В настоящее время в разных науках, изучающих конфликты в жизни социальных общностей,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=