Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 95 свидетельством чего была, например, «Книга Мучеников» Джона Фокса, получившая широкое распространение и имевшая огромный авторитет и влияние на народные массы [3, с. 62]. «На некоторое время англиканская религия и национальность стали одним и тем же» [3, с. 63]. Елизавета стала символом связи протестантской и национальной борьбы, «знаком божественного признания национальной добродетели, избранности английского народа» [3, с. 65]. Процветание и победы Англии воспринимались как Божье благословение. Елизавета была символом величия и уникальности Англии. Национальное сознание стало широко распространено и укоренилось в английской культуре, так, что по заключению исследователя, к концу XVI в. Англия обладала полностью развитым национализмом [3, с. 68]. В книге автор отмечает, что ведутся споры о том, была ли это действительно национальная, а не религиозная идентичность. Л. Гринфельд считает причиной этого разногласия ошибочное отождествление национальной идентичности с этнической принадлежностью, утверждая, что английский национализм не определялся в то время в этнических терминах, но Англия была нацией, потому что народ был поднят до положения элиты, что создало новый тип коллективизма и особую идентичность. Безусловно, то мощное национальное чувство получило выражение в светской английской литературе, что, в свою очередь, заложило основы современной английской культуры. Возник новый класс людей, чьим основным занятием было исследовать и писать всевозможные произведения об Англии на английском языке (авторы могли быть англичанами из любых слоев населения). Ими были писатели, занимавшиеся историей Англии (Холиншед, Уорнер, Камден), драматурги (Шекспир, Марло), романисты (Нэш, Лилли, Делони), писатели (У. Гаррисон, Сэр Томас Смит), поэты (М. Дрейтон, Э. Спенсер). Это был беспрецедентный расцвет творчества в культуре, период, когда была сформирована основа национальной культуры. Англичане XVI – XVII века прославляли своих великих предшественников – Гауэра, Чосера, Лидгейта, в особенности Чосера, которого называли «достойнейший», «благородный», «наш отец Чосер» [3, с. 71]. Писатели и поэты начали прославлять английский зык, называя его «сладкозвучным», «наилучшим», языком, который заимствовал лучшее из романского, французского, датского, бретонского и других языков. Английский стал языком, на котором выражало себя развивающееся национальное чувство [3, с. 72]. С приходом к власти Стюартов, которые не проявили в национальном вопросе той гибкости, что Елизавета, и не смогли осознать всю важность и глубину процесса формирования Англии как нации, национализм и монархия отделились. Стюарты настаивали на «божественном праве королей», в связи с чем в национализме усилились антимонархические, демократические смыслы. В дальнейшем, после Английской революции при Реставрации нация и монархия опять оказались связанными воедино, но уже на других условиях, монархия осталась важным национальным символом. Что касается религии, то Англия была нацией протестантской и роль протестантизма была очень велика.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=