Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 97 в их древности, на самом деле в нынешнем виде сложились в XIX – XX вв. Древнюю традицию английских рождественских народных гимнов исследователь называет «новой», потому что она была воскрешена в новых условиях и для новых задач в девятнадцатом веке. Националистические движения и развитие национального государства породило и совершенно новые символы, и эмблемы: государственный гимн (британский гимн является самым ранним 1740 года), флаги (многие являются вариациями французского триколора), персонификации нации (карикатурный стереотип Джона Булля – образ типичного англичанина). К недавно изобретенным сторонники этой теории относят традиции Хайленда в Шотландии и культурное возрождение в Уэльсе. Изобретённым традициям Хайленда посвящена отдельная глава, написанная Х. Тревор-Ропером, в которой автор подробно рассказывает о концепции особой горской культуры и традиции. Всё то, что совершенно точно ассоциируется с шотландцами и кажется древним – тартановый килт с цветом и рисунком «клана» и волынка, на самом деле весьма современно и датируется XVIII – XIX вв. До конца XVII века шотландские горцы не образовывали отдельного народа, они были потомками ирландцев и по культуре своей являлись скорее ирландской колонией, не имевшей независимой традиции. «Горская традиция» была создана в XVIII – XIX вв., когда была переписана ранняя история скоттов, а ирландская культура выдана за свою, созданы «горские традиции», представленные как древние, и эти новые традиции и история распространены и приняты исторической равнинной областью, восточной Шотландией пиктов, саксов и нормандцев. Нужно отметить, что идея «изобретения традиций» стала очень популярна в науках, занимающихся изучением человеческих сообществ. Подобные явления служат индикаторами, помогают проследить и проанализировать переломные моменты в истории и культуре. Даже революционные движения подкрепляли свои нововведения ссылками на «народное прошлое», революционную традицию, своих героев и мучеников. (Э. Хобсбаум) Особый интерес тема «изобретённых традиций» составляет при изучении наций и национализма. В книге можно проследить и некоторые постмодернистские идеи об упадке национализма, авторы утверждают, что он больше не является «вектором исторического развития» [7, с. 232-233]. Шотландский ученый Том Нейрн в своей работе использует множество источников и развивает идею неравномерного развития, применяя её в большей степени к капитализму (после 1800 года мир поделен на капиталистические центры на Западе и слаборазвитые периферии, а также эксплуатация периферии центрами). Нейрн называет националистическое движение в Шотландии «неонационализмом», при котором интеллигенция пытается создать воинственное межклассовое сообщество, обладающее своей особой культурой, идентичностью и мифами, как противостояние экспансионистскому центру в лице Англии. По его мнению, валлийское националистическое движение романтично и направлено на культуру, в то время как шотландский национализм практичен и расчетлив [7, с. 100-106, 110].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=