Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 33 (Il. I 44-49) [5, c. 6]. Страшная болезнь косит ряды ахейцев. Агамемнон, пытаясь примириться со златокудрым богом, повелевает совершить всеобщее омовение в море, а также принести в жертву множество волов и коз. Жертвоприношение, однако, не дает результата, и только призвание Хриса принесенная им жертва утоляют его гнев. В честь Аполлона устраивается трапеза, а затем звучит пеан. С тех пор, а возможно и раньше, закрепляется связь: эпидемия – это наказание. И гнев богов – это не их прихоть и волюнтаризм, он всегда оказывается следствием гордыни и святотатства. В 640 г. до н.э. молодой афинский аристократ Килон победил в двойном беге на Олимпийских играх. Уверовав, что он отмечен особой милостью богов, он решил установить тиранию в Афинах [Комм. 1]. Собрав дружину, он захватил Акрополь, однако горожане, возглавляемые архонтом Мегаклом из рода Алкмеонидов, блокировали мятежников в крепости. Килону удалось бежать, оставшиеся же вышли из Акрополя на милость победителей, держась за нитку, привязанную к статуе Афины (за счет чего они надеялись остаться под защитой богини-воительницы). «Но когда они, сходя с акрополя, поравнялись с храмом Почтенных Богинь, нитка сама собой оборвалась. Мегакл и другие архонты бросились хватать заговорщиков под тем предлогом, что богиня отвергает их мольбу. Кто был вне храма, тех побили камнями, а кто искал прибежища у алтарей, тех закололи» (Plut. Sol. XII) [16, c. 109]. Это злодеяние не только запятнало род Алкмеонидов, но и навлекло беду на все Афины. Неудачи преследовали их во всех делах, город терпел военные поражения от неприятелей, моровые болезни выкашивали население. Несчастье, постигшее полис, получило название «Килонова скверна», ее причиной сочли гнев Афины за осквернение ее храма святотатственным убийством людей, искавших убежища у ее алтаря. При этом считалось, что гнев распространялся лишь на территорию провинившегося города – соседей, коль скоро уж они не сердили богов, мор, по представлениям древних, попросту и не мог затронуть. Государственная граница, как считалось, разделяла не только полисы, но и ареалы распространения эпидемий. Для избавления Афин от морового поветрия пифия повелела очистить город. Афиняне снарядили корабль на Крит за Эпименидом, слывшим чудотворцем и любимцем богов. Еще юношей Эпименид заснул в некой пещере и проспал там 57 лет (D. L. I 109), после чего и стал обладателем великих мудростей и магических сил. По всей Греции распространилась о нем слава как о поэте, провидце и маге-врачевателе; говорили, что его душа могла выходить из тела на какое угодно время и возвращаться в него (Suda s. v. Epimenides = DK 3 A 2), что он много раз умирал и воскресал, никогда не спал и не опорожнялся ни по какой нужде. За это критяне приносили ему жертвы, как богу (D. L. I 112-114). Согласно Суде, очищение Афин от моровой болезни пришлось на 44-ю олимпиаду, т.е. 604-601 гг. до н.э.; Диоген Лаэртский (D. L. I 110) относит это событие к более позднему времени – 46-й олимпиаде, 596-593 гг. до н.э.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=