Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 7 умие в толстовском анализе означает контуры новой без-умной культуры, в период перехода от традиционной классической культуры, когда общество теряет ценностные ориентиры, а значит и смыслы существования, что побуждает многих к самоубийству. Мыслитель в своей статье «О безумии», анализируя многочисленные письма респондентов, апеллирует к метафизическим и этическим истокам феномена без-умия в современном мире, считая, что самоубийство есть результат всеобщего общественного без-умия, метафизическим и этическим основанием которого являются коллективный гедонизм и институциональное насилие, возведенное в ранг мировой политики. Л. Н. Толстой не сразу приходит к пониманию без-умия современной культуры, как причудливого сплетения институционального насилия и коллективного гедонизма, характеризующего приметы современной культуры. Первая ступень «культурного взрыва» – это экзистенциальный прорыв личности в реальный мир, открытие его смыслов, что и определило событие личной жизни писателя, изложенное в «Исповеди». Вторая грань постижения безумия – неразумение , которое определяет институциональное насилие, и третья – без-умие , смысл которого выражен в переплетении институционального насилия и коллективного гедонизма, характеризующих современную культуру. Институциональное насилие осуществляется в следующих сферах общественного бытия: экономической, социальной, нравственной. Экономические основания общества Л. Н. Толстой обозначает как «неразумные»: «наблюдая слагающиеся экономические отношения людей, – пишет он, – я не вижу того, чтобы разделение на три фактора производства было свойственно людям. Я вижу, напротив, что оно несвойственно людям и неразумно» [2, т. 25]. Анализируя метафизические истоки современной культуры Л. Н. Толстой, выделяет несколько позиций, характеризующих современные социокультурные процессы, которые очевидны. Прежде всего, это: а) социальное неравенство , которое разделяет общество. Причем это разделение принимает силу закона , декларирующего институционально и по умолчанию, социальное разделение и противопоставление одной части общества – другой, что обостряет и углубляет противоречия, все острее обозначая отсутствие справедливости, ведет к неизбежности острых социальных конфронтаций. С одной стороны, это – «жизнь девяти десятых рабочего народа по своему существу требует напряжения и труда, как и всякая естественная жизнь, но что вследствие уловок, отбирающих у этих людей необходимое и ставящих их в тяжелые условия, жизнь эта с каждым годом становится труднее и полнее лишений; жизнь же наша, не рабочих людей становится с каждым годом избыточнее, привлекательнее и обеспеченнее. Я вижу, что в наше время жизнь рабочего человека, и в особенности жизнь стариков, женщин и детей рабочего населения, прямо гибнет от усиленной, несоответственной питанию работы, и что жизнь эта не обеспечена даже в своих первых потребностях». С другой стороны – «жизнь нерабочего сословия, к которому я принадлежу, с каждым годом все более и более переполняется избытком и роскошью, и делается все

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=