Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 78 цензуре в СМИ входит в фактическое противоречие, которое не находит должного разрешения на законодательном уровне. Проблемы цензуры в кино остаются площадкой для споров деятелей и коммерсантов от киноискусства, которые оказываются заинтересованы вопросами цензуры не только с позиции развития творчества, но и с позиции получения прибыли. Соответственно, должен быть ряд законодательных актов, к которым можно апеллировать при рассмотрении вопроса допуска или недопуска фильма в прокат. Тем более, что законодательные акты, которые подразумевают введение цензуры, уже постепенно появляются в ходе текущего законотворческого процесса [5; 7-9]. Недостатком всех законодательных актов, подразумевающих цензуру, является отсутствие каких-либо определённых формулировок тех нравственных принципов и ограничений, которые выносятся за основные критерии отбора: например, не устанавливаются чёткие определения и характеристики « насилия », « порнографии », « экстремизма », « женоненавистничества » и т.д., репрезентируемых в рамках кинотекста именно как деструктивный материал. В применении терминологии морального и эстетического порядка к цензурному анализу фильмов может быть полезным сотрудничество с профессиональными сообществами деятелей киноискусства, которые владеют навыками представления разного контента на экране и знают особенности восприятия кинотекстов. С точки зрения ограничений, уже имевших место, за краем цензуры остаются такие идейные комплексы как дискриминация взрослых , пропаганды свободы как вседозволенности, культ потребления, разрушение ценностей традиционной семьи. « Отсев » фильмов по данным критериям не осуществляется, а вышеупомянутые темы становятся « предметом умолчания ». Например, в Норвегии, по причине трактовки эпизодов фильма как дискриминирующих социальный статус взрослого, был запрещён фильм « Инопланетянин » (1982; реж. – Ст. Спилберг) – в то время как отечественный мультсериал « Маша и Медведь » (2009 – 2019) в России не рассматривается с точки зрения трансформации ценностной иерархии « взрослый – ребёнок ». Самым актуальным вопросом в отношении цензуры становится вопрос о судьбе кино, тяготеющего к реализму, в котором некоторый « запрещённый » контент является художественным приёмом отображения действительности. Отрицая неприглядные аспекты действительности, режиссёры рискуют уйти в иллюзорность и даже фантастичность: так, например, в фильме « Мёртвый снег – 2 » (2014) активными действующими персонажами становятся нацисты-зомби, что повлекло за собой обвинения в кощунстве со стороны кинокритиков. Вольное обращение с серьёзным историческим контекстом, затрагивающим героическое историческое прошлое, – это проблема, которая не снимается даже переводом исторической тематики в фантастический жанр (как адаптированный материал для современной молодёжи). Например, разрешённые к показу фильмы « Мы из будущего » (2008) и « Мы из будущего- 2 » (2010) делают акцент на фантастичности происходящих с героями событий и не объясняют сущность и причины заявленной в фильме идеи патриотизма:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=