Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 8 более и более обеспеченною, и дошла, наконец, в своих счастливцах, к которым принадлежу и я, до такой степени обеспеченности, о которой в старину мечтали только в волшебных сказках, – до состояния владельца кошелька с неразменным рублем, т.е. такого положения, при котором человек не только освобождается совершенно от закона труда для поддержания жизни, но и получает возможность пользоваться без труда всеми благами жизни и передавать своим детям или кому вздумается этот кошелек с неразменным рублем [2, т. 25, с. 228]. Б) Социальная несправедливость – выражение того «неразумения», которое определяется экономическим устройством общества, когда эксплуатация являющаяся фактором прогресса, поддерживается силой закона и государства, т.е. институционально. Экономическое безумие современной культуры Л. Н. Толстой усматривает в тотальном социальном неравенстве и несправедливом распределении материальных благ. Эти два фактора общественной жизни усугубляются с развитием материально-технического прогресса. Об этом Л. Н. Толстой писал в своей статье «Так что же нам делать?». Рассматривая экономические проблемы современного общества, он , полемизируя с современными экономическими теориями, подчеркивает их несостоятельность, исходя из логики здравого смысла ( « Я вижу, напротив, что оно несвойственно людям и неразумно»). Без-умие современного экономического строя в том, что свободы человека представляют собой лишь видимость свободы , экономическая зависимость имеет скрытый социальный подтекст, при котором рабство становится все более изощреннее и зависит «от сложных отношений между самым производством, распределением и потреблением богатств», а также от того, что «рабочий получает неполную стоимость своего труда. Неполную же стоимость своего труда он получает от свойств капитала, ренты и заработной платы и сложных отношений между ними» [2, т. 25, с. 231]. Эти экономические отношения материализуются в деньгах, которые в капиталистических отношениях представляют не только средство обмена, но и средство порабощения : в без-умном мире, основанном на неразумении, искажается ценностный смысл денег – быть «мерой ценностей». По утверждению Л. Н. Толстого деньги теряют свое смысловое значение «потому, что как только в обществе один человек может отнять у другого произведение его труда, так тотчас же нарушена эта мера». Подмена ценностного содержания денег как средства обмена происходит вследствие нарушения соотношения собственности и вложенного в эту собственность труда. Он объясняет это нарушение следующим примером: «Если на конную вместе выведут лошадей и коров, выкормленных хозяевами и отнятых силою у других хозяев, то очевидно, что ценность на этом базаре лошадей и коров уже не будет соответствовать труду выкармливания этих животных, и ценности всех других предметов изменятся сообразно этому изменению, и деньги не будут определять ценность этих предметов» [2, т. 25, с. 251]. Подмена ценностного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=