Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 96 Суть этого метода – «духовное осмысление жизни в рамках секулярной культуры и затем выход за эти рамки, освоение пространства вне душевной сферы бытия, над нею» [3, c. 189]. Этот метод получил яркое отражение в творчестве И. С. Шмелёва в период эмиграции. Одной из характерных особенностей реализации метода «духовного реализма» стала мотивная система произведений писателя. Для прозы И. С. Шмелёва «категория мотива оказалась особенно значимой…, став одним из способов организации повествования... Мотивы обеспечивают смысловые акценты, связывают различные уровни текста,… актуализируют смыслы, идеологию текста…» [7, c. 8]. В творчестве «позднего» Шмелева одним из значимых мотивов становится мотив христианского чуда. Философы отмечают, что признание того или иного явления как чудесного определяется мировоззрением человека. Если таковой придерживается идей материализма, пантеизма или деизма, то чудо в его мировоззренческой системе просто невозможно, поскольку причина чуда должна находиться вне единственно признаваемого в рамках данных идеологий существующего мира. В теистических мировоззренческих системах чудом является « снятие волей всемогущего Бога-Творца положенных этой же волей законов природы, зримо выявляющее для человека стоящую за миром вещей власть Творца над творением» [1, c. 570]. Уже само «понятие чуда предполагает существование Бога или иных высших сил, являющихся причинами чудесных событий. В христианстве это означает, что чудо – это не просто нарушение законов природы, а такое нарушение, которое имеет некую цель» [4, c. 75]. Все четыре Евангелия «насыщены чудесами, как губка водой» [8, c. 48]. Иисус Христос повелевает природным стихиям, исцеляет больных и увечных, изгоняет из людей бесов, воскрешает мёртвых. Евангельские чудеса – это, «с одной стороны, – демонстрация божественной силы и власти Иисуса Христа, с другой – провозглашение эры Царства небесного» [8, c. 50], «намёк на порядок вещей, который наступит после установления в мире Царства Божия» [8, c. 52], проникновение «горнего» мира в мир «дольний». Эти две стороны находят отражение в языке: для обозначения чуда в греческом варианте Евангелий используются греческие слова «динамис» – «сила» или «силы», и «семеа» – «знак», «знамение» [8, c. 107]. Эти две стороны христианского чуда находят отражение в ряде «поздних» рассказов И. С. Шмелёва и репрезентированы такими мотивами, как мотив чудесного исцеления от болезни, чудесного спасения от смерти, мотив соединения небесного и земного мира (явление божественных существ, явление святых наяву или в «тонком» сне), мотив «исчезновения» времени или пространства (знание будущего, мгновенные перемещения во временном или пространственном планах).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=