Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 99 слёзы выплакала, всё ходила к батюшке Серафиму на могилку, от их села верстов сорок» [10, c. 474], и «батюшка Серафим воздвиг его» [10, c. 473]. Удивительна благодарность этих простых бедных людей: два раза в год в день памяти Преподобного Серафима ходили они к нему сначала на могилку, потом к его мощам в монастырь и приносили цветы или еловые ветки «с его полянки в бору» – «порадовать – поклониться» [10, c. 474]. Современный и особенно молодой читатель не поймёт, почему же старик приходит теперь поклониться батюшке Серафиму в музей – потребуется исторический комментарий, который даётся в примечаниях к рассказу (для современников И. С. Шмелёва этого не требовалось): в 1922 году мощи были перевезены в Москву и выставлены в организованном в Донском монастыре музее религиозного искусства. Тем удивительнее приход этого старика: он «стал дознавать», куда увезли мощи, «пошёл батюшку искать» [10, c. 475], «пришёл пешком от Сарова верстов сот пять, шёл боле месяца» [10, c. 474], нашёл музей, поклонился мощам и отдал батюшке свой обычный подарок: «Еловые лапы это… с самого борку батюшки…любил батюшка свой борок…в память это ему, по маменьке» [10,с. 477]. Чудо благодарности – тоже христианское евангельское чудо, исполнение завета Иисуса Христа в притче о 10 прокажённых: «Не 10 очистились, да девять где?» [9, c. 306] , исполнение завета Апостола Павла: «Всегда радуйтесь… За всё благодарите…» [2, c. 543]. Рассказ имеет удивительное завершение: старик пришёл в музей ещё раз, летом, снова принёс «еловые лапы, батюшке Серафиму. Намачивал дорогой, не посохли чтобы, не пообсыпались» [10, c. 478]. Ушёл «с миром, благостный» [10, c. 478]. Последняя фраза – «Больше не приходил» [10, c. 478]. Такая человеческая благодарность может закончиться только вместе с жизнью человека – вот что означает эта последняя фраза шмелёвского рассказа. Мотив чудесного исцеления присутствует и в рассказе «Блаженные» (1928 г.), соединяясь с мотивом Богоявления и с мотивом преображения (исцеления) души. Исцеление в рассказе снова поистине евангельское, удивительное и по факту, и по обстановке свершившегося. Миша, бывший кадет, 4 года пролежавший парализованным после неудачного падения с лошади, обретает возможность двигаться при трагических обстоятельствах: «революционная» толпа, «наэлектризованная» речью одного из своих вождей, топит в «пролуби» старого генерала и «его младого внука, параличного» [10, c. 279]. Генерал погиб, а юноша «выплыл из пролуби и пришёл на кухню, исцелившись» [10, c. 280]. Миша рассказывает, что «в ту ночь», до прихода убийц, «видел Христа, и Христос сказал: «Пойди в Силоамскую купель – и исцелишься» [10, c. 281]. Простые люди, видевшие это, воспринимают случившееся как чудо. Но удивительно даже не столько физическое исцеление героя, сколько те чудесные духовные следствия, которое оно имеет. И. С. Шмелёв обращается к мотиву жизни после чуда.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=