Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 101 12. Несколько таких «фашистских» городов (Сабаудия, Литтория- Латина), построенных в ранее непригодных для жизни местах на площадях Agro Romano – южной сельскохозяйственной окраине Рима и слабозаселенной Сардинии (Арборея и др.) все еще являются прекрасными образцами реализованной социальной утопии, которая до сих пор находит своих сторонников. 13. См. « Положение о конкурсных соревнованиях, проводимых в порядке публичного вызова на проекты архитектурных сооружений, монументов и памятников, составленное МАО» от 23 мая 1928 г. 14. Например, в часто упоминаемой в связи с программным отказом от западных архитектурных форм статье А. Толстого «Поиски монументальности» прямо указывается, что советскому человеку должна быть близка «по духу» классическая архитектура Рима, т.к. она создавалась «для масс», в отличие, например, от «индивидуалистичной» готики, «американского небоскребства» и «корбюзианства». 15. В первую очередь по идеологическим причинам, во-вторых, по причине культурного антагонизма – большинство произведений нового стиля в Италии это — монументы павшим в Первую Мировую войну (эта война у нас не обрела достойной монументализации), провинциальные церкви, детские сады, начальные школы и крошечные муниципалитеты (все то, что у нас не строилось, в том числе и по причине большого количества сохранившихся от «старого быта» строений). 16. С. О. Хан-Магомедов отмечал, что и в СССР, например, Н. Докучаев много сделал для пропаганды идей рационализма: «Он добросовестно пропагандировал эту концепцию, квалифицированно разъяснял ее. <…> В чем-то он и развил теоретическую концепцию рационализма, но все же основная его роль – это роль пропагандиста и интерпретатора» [16, c. 293]. Литература 1. Алабян К. С. Задачи советской архитектуры : доклад / Первый Всесоюзный съезд советских архитекторов; Оргкомитет Союза советских архитекторов СССР. М.: Изд-во Всесоюз. акад. архитектуры, 1937. 32 с. 2. Аркин Д. Е. Заграничные впечатления. Виченца // Архитектура СССР. 1936. № 8. С. 65-69. 3. Басс В. Г. Формальный дискурс как последнее прибежище советского архитектора [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение: электронный журнал. 2016. № 1 (№ 137). URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/137_nlo_1_2016/ article/11789/ (дата обращения: 21.09.2018). 4. Буров А. К. Из путевого дневника архитектора. Заграничные впечатления // Архитектура СССР. 1936. № 9. С. 67-74. 5. Веснин В. А. О современной итальянской архитектуре // Архитектурные записки. Рим ‒ Помпеи ‒ Флоренция ‒ Венеция ‒ Виченца ‒ Париж : из материалов советской делегации на XIII Международном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=