Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 107 матрицы, передающей социальную наследственность от поколения к поколению. Постановка проблемы – в статье анализируется подходы к определению «документа», дефиниции того, что есть «документ», делается попытка сформулировать его наиболее существенное определение, учитывая, что документ проявляет себя как свойство текста, атрибут коммуникации, элемент культуры и познания, фактор и инструмент технологии деятельности. Предмет изучения – «документ» как концепт и его определения. Цель статьи является анализ концепта «документ», а также определение статуса документа как важнейшего элемента новоевропейской цивилизации. Методы и источники . Для анализа свойств и сущностного качества документа как феномена новоевропейской цивилизации и культуры используется информационно-коммуникативный и семиотико- герменевтический подходы и в рамках этих подходов применяется анализ дефиниций и осуществляется уточнение сущностных функций документа в техногенной цивилизации. Мы опирались на уже проделанную в этой области работу такими отечественными учеными как А. А. Бондарь [2], Г. Г. Воробьев [4], А. В. Соколов [19; 20; 21; 22], К. И. Рудельсон [17], Б. С. Илизаров [8], К. Г. Митяев [15], Ю. Н. Столяров [23; 24; 25; 26], Э. И. Хан-Пира [27] и зарубежными P. Otlet [30], F. Levie, W. Rayward, G. Rózsa. Исследованию концепта документ и терминосистемы документоведения с учетом основных этапов и направлений посвящена статья А. А. Бондарь [2, с. 33-37]. Директор ВНИИДАД М. В. Ларин сравнительно недавно констатировал, что документоведение как научная дисциплина только еще складывается [11, с. 139-148]. Это объясняется, в частности, недостаточной отрефлексированностью понятия «документ». Дискуссии и в настоящее время имеют схоластический налет, что объясняется невозможностью концептуализировать онтологические качества документа, что мы постараемся сделать, выйдя за границы документоведческого или библиотековедческого, книговедческого и т.п. анализа. В современных словарях «документ» этимологически объясняется от лат. documentum , что берет начало от глагола docere – «учить, обучать» [29, с. 37]. Истоки слова обнаруживают в индоевропейском языке, существовавшем около 2000 лет до н.э. Корень dek означает жест протянутой руки, - передача или получение чего-либо. По нашему мнению, этимология всегда мудра, так как чаще всего впитывает в себя корневое по генезису качество предмета. В данном случае она фиксирует основное технологически-функциональное назначение обозначаемой вещи, – «логику дела», – «docimentum» или «documentum» – то, что является поучительным примером, доказательством, образцом. Если культура – это возделывание , то документум – это то, что учит, образец создаваемого . В трактовке П. Отле обращает внимание на себя, прежде всего, предельно широкая дефиниция «документа», согласно которой документ – это «Материализованная память человечества, изо дня в день регистрирующая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=