Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 32 Ты знаешь, сколь зарегистрированных в Facebook людей умирает в минуту? Трое…Должны ли мертвые продолжать жить в сетях? Должны ли получать просьбы о добавлении в друзья, от тех, кто не знает об их кончине? Должны ли те, кого называют «цифровыми гробовщиками», то есть, служащие, которым за это платят, убирать их учетные записи? Или же они должны превратиться во что-то вроде мемориала, где люди могут собраться, как на могиле? Тилье, Ф. Лука, или темное бессмертие [3, с. 428]. Вступая в цифровое общество, считающееся новым этапом развития информационного общества, человечество переживает глобальную трансформацию нравственных ценностей. Многие аспекты реальной жизни переходят в жизнь виртуальную, что позволяет говорить о появлении таких понятий как «информационное тело» [8; 12], «цифровой двойник» [2], «цифровой след», «цифровое наследие» и т.п. Это расширяет философские проблемы, перемещая, в частности, этическую рефлексию в область цифрового пространства [1; 2; 8; 9; 10; 11; 12]. Одним из актуальных вопросов становится проблема цифрового послесмертия. Так, по словам К. Омана и Л. Флориди, специалистов Лаборатории цифровой этики из Оксфордского университета, «онлайн-технологии позволяют огромным объемам данных пережить своих онлайн-производителей, тем самым создавая новую, цифровую форму присутствия в загробной жизни… это также создает некоторые серьезные проблемы в отношении этического статуса таких данных» [8]. (Термин «цифровое послесмертие» был выбран автором статьи как наиболее благозвучный вариант перевода на русский язык английского термина «digital afterlife»; однако автор осознает, что особенности перевода могут влиять на смысл термина, поэтому ниже подробно раскрывает его значение). В современной научной литературе проблемы цифрового послесмертия рассматриваются с позиций социологии [1] и культуры [4; 5; 6; 7]. К. Оман и Л. Флориди отмечают, при этом, что этическая сторона цифрового послесмертия остается, преимущественно, малоизученной специалистами [8]. Она исследуется с точки зрения этических аспектов деятельности «цифровой индустрии загробной жизни» (К. Оман и Л. Флориди); с точки зрения этики «практик цифрового траура» и трансформации представлений о смерти (Н. Райт); с точки зрения этического статуса цифровых данных и их идентификации с личностью (П. Стоукс). В перечисленных исследованиях этические аспекты тесно связаны с социологическими, культурологическими, антропологическими, онтологическими вопросами, что показывает комплексный характер основной проблемы «цифровой загробной жизни», которую можно сформулировать следующим образом: «каковы этические критерии цифрового послесмертия?» Раскрытие этого вопроса станет основной целью данной статьи, для разрешения которой необходимо выяснить следующее: - что входит в понятие «цифрового послесмертия»?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=