Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 40 предметов, то сейчас проблемой пространства занимаются представители самых разных социально-гуманитарных наук: философии, социологии, урбанистики, культурологии. Большой вклад в новую концептуализацию пространства внес А. Лефевр, утверждавший, что оно представляет собой социальный продукт, который генерируется на трех плоскостях: на физической, ментальной и социальной. По его словам, «каждое общество (а значит, каждый способ производства со всеми вариациями, которые он включает, и отдельными обществами, отражающими это общее понятие) производит некое пространство, свое пространство» [6, с. 45]. Основополагающим в новых трудах, посвященных пространству, является указание на то, что оно представляет собой социально- антропологическую конструкцию. Пространство, в котором обитает человек, социально размечено. Физическое пространство – это «социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии, объективация и натурализация прошлых и настоящих социальных отношений» [2, с. 53]. Пространство не существует само по себе, оно искусственно сконструировано человеком, который спит в спальне, завтракает на кухне, принимает гостей в гостиной и т.д. «Спальня» и «кухня» – «не просто объективные характеристики физического места, но именно социальные характеристики, отражающие практические правила, эмоции или рутинные действия» [9, с. 239]. Поскольку пространство в современных теориях понимается как некий социальный конструкт, то также и его разделение на публичное и приватное, принятое в обществах Нового времени, следует изучать не как нечто, данное от природы, а как результат социально-культурных процессов. «В своей социальной сконструированности публичные и приватные общественные структуры следует рассматривать как открытые, динамичные и изменяющиеся» [18, с. 104]. Публичность и приватность всегда заново конструируются в зависимости от социальных процессов и потому не имеют онтологически заданного характера. И граница между ними подвижна. «Следует констатировать, что материальное пространство: здания, площади и т.п. сами по себе не производят из себя приватности или публичности, а лишь социо- культурная практика наделяет их этими значениями» [15, с. 38]. Публичные и приватные отношения обретают свой смысл и значение в результате социальной практики. В свою очередь материальное пространство, будучи публичным или приватным, воздействует на поведение человека, заставляя его соотносить свое поведение с имеющимися социальными нормами. То есть нормативные представления о приватности и публичности играют значительную роль в конструировании социальных пространств. В основе пространственных процессов лежит нормативная регуляция, то есть связанные с поведением в том или ином обществе нормы, законы и ценности. На основании определения пространства как диалектического процесса, который имплицирует активную роль индивида, следует отметить, что пространство, с одной стороны, диктует человеку как ему себя вести, а, с другой стороны, то, как определяется

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=