Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 44 насилие над другим, а вмешательство в приватное пространство представляет собой главное оружие тоталитарных режимов. Юридический запрет на несанкционированное вторжение в чужой дом, подглядывание и прослушивание защищает достоинство личности. Свой дом представляет собой закрытое для чужих пространство. Однако человек как социальное существо испытывает потребность разделить свою жизнь с близкими людьми – членами семьи или друзьями. Значение дружбы состоит в том, что в доверительных отношениях освобождаются от сдержанности и пускают Другого в свой внутренний мир, получая возможность откровенно высказаться. Сюда же относятся и любовные отношения, когда человек реализует потребность раскрыться и сблизиться с любимым человеком. Интимная область – самая чувствительная и строже всех охраняемая. «В телесной любви самая радикальная форма приватности – чувствование телесной экзистенции расширяется, если не сказать, растворяется, пока телесную интимность делят с другим человеком» [14, с. 28]. Находясь в приватном пространстве, мы снимаем социальную маску, раскрываемся перед близким человеком, делимся информацией о себе – и в этом становимся особенно уязвимыми. Именно близкие, которые много знают о нас, будучи допущены в приватную сферу, могут сделать по-настоящему больно. Поэтому возможность разделить приватное пространство с кем-либо предполагает существование высокой формы доверия, уважения и тактичности. Право на приватность предполагает также возможность уединения. В знаменитой статье Уоррена и Брендейса, написанной в 1890 году, приватность определяется «право быть оставленным в одиночестве» («right to be let alone») [20]. Как право на существование пространства, защищенного от непрошеного вторжения со стороны других (в данном случае – желтой прессы). В разные эпохи существовало разное отношение к возможности побыть в одиночестве. Если в традиционном обществе одиночество воспринимается как несчастье, удел маргиналов и нищих, то с развитием индивидуализма Нового времени постепенно растет потребность в уединении. Б. Паскаль пишет: «все человеческие несчастья имеют один корень: неумение спокойно оставаться у себя в комнате. Если бы человек умел жить в свое удовольствие у себя в доме, он не двинулся бы с места ради морского путешествия или осады крепости» [7, с. 112]. В качестве одного из признаков индивидуализации в Новое время указывается возросшее значение индивидуальных переживаний и рефлексии и, не в последнюю очередь, вкус к уединению, удаление от любой социальной жизни. Только приватное место, которое принадлежит только субъекту, дает ему возможность быть оставленному наедине с собой и иметь возможность рефлексии, без необходимости инсценируемых интеракций. Приватный домашний очаг, приватная комната являются убежищем, которое мы ценим прежде всего потому что оно предлагает возможность побыть без помех наедине с собой, оставаясь невидимым для других людей. Потребность в уединении имеет не только ментальную, но и телесную сторону: это всегда также интимность тела, для которого необходимо

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=