Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 47 По мнению Б. Шмидт-Лаубер, в связи с уютом также заслуживает внимания образ бегства от окружающего мира. Уют упоминается как защитная среда, которая вызывает ассоциации с образом кокона или норы. Это объясняет присущую уюту локализацию в маленьких помещениях, предлагающих безопасность и обозримый интимный мирок. В неспокойное время люди стремятся укрыться в собственных четырех стенах, где они удобно устраиваются в тесном семейном кругу. «Распространенная потребность в уюте, согласно этому пониманию, основывается на негативном опыте чуждости, затерянности индивидуума во внешнем мире <…>. Человек, выходящий из дома, подвергается внешнему контролю и наблюдению. В собственных четырех стенах, напротив, велико поле для индивидуального выбора модели поведения» [19, с. 61]. Так уют представляет собой важную составную часть домашнего мира в своей противоположности угрозам, стрессам и принуждениям внешнего мира. Еще одной характеристикой локальной приватности Нового времени являлась ее дихотомизация в зависимости от гендерных ролей. Дуальное разделение пространства на публичное и приватное соответствовало разделению общества на мужчин и женщин со строгим распределением гендерных ролей, которое обосновывалось природными различиями между полами. Сферой влияния мужчины считалось публичное пространство как мир борьбы и конкуренции. Уделом женщины становилась семья и дети как та область, где она может реализовать свое природное предназначение. Пол в этой дихотомии был нагружен «биологией», что на долгое время повлекло за собой «физиологически-анатомическую онтологизацию отношений полов и закрепило социо-культурные и телесно-материальные различия» [18, с. 117]. Такие качества как рациональность, индивидуализм, стремление к борьбе и конкуренции приписывались мужской физиологии, ассоциировавшейся с силой и превосходством, в то время как повышенная эмоциональность, слабость и чувствительность считались характеристиками женского пола. Так были сконструированы не только представления о диаметрально противоположной мужской и женской природе, соответствующие разным видам деятельности соответственно в публичном и приватном пространстве, но и произошло закрепление гендерно-специфического порядка, который характеризовался неравенством власти. Таким образом, в современных социально-гуманитарных науках произошли изменения, получившие название «пространственный поворот», согласно которым пространство более не рассматривается как неподвижный контейнер, а представляет собой социальный продукт, возникающий в результате общественных процессов и действий социальных акторов, которые, в свою очередь, сами воздействуют на социальные процессы. Новые представления о пространстве повлияли на восприятие публичности и приватности, которые стали изучаться как результат общественных изменений. Границы публичности и приватности не статичны, они меняются в разные эпохи. Рост потребности в закрытом для вмешательства государства и общества публичном пространстве наблюдается в европейских обществах Нового

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=