Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 7 Одновременно трансгуманизм как феномен культуры, представляет собой общественное движение , которое объединяет интеллектуалов, выдвигающих цели и задачи дальнейшего развития человечества на основе новейших научных технических и технологических достижений человеческого общества. На этой основе образуется мировоззренческий ареал целей и задач, ценностей и принципов трансгуманистического движения, которые институализируются в общественные [Комм. 1], а затем и в государственные организации [Комм. 2]. Трансгуманизм как культурный феномен в его фактуальном и мировоззренческом статусе отражает новое аксиологическое содержание культурной нормы, которая вписывается в культурный текст, сохраняя при этом некоторые традиционные классические характеристики, поэтому «в аксиологическом плане ставится задача осмысления качественно новой системы ценностей и экзистенциальных смыслов, обозначения требований высокой этики постсингулярного этапа развития цивилизации» [6, c. 187-188]. Новая система ценностей цифровой реальности , по мнению идеологов трансгуманизма, способна полностью заменить традиционную систему ценностей и способов этической регуляции межкоммуникативного общения, с другой стороны, по мнению оппонентов данной точки зрения – в цифровом пространстве, традиционная система ценностей должна, в совокупности с новыми аксиологическими и этическими нормами, принципами, обеспечивать ценностно-регулятивный формат . Мировоззренческий ареал трансгуманизма заточен на таких его составляющих, как ценности цифровой реальности , образующих совокупность этических норм, принципов, обеспечивающих этическую регуляцию поведения человека в условиях цифровизации, что выделяет цифровую этику в особую область трансгуманистического мировоззрения, ставит вопросы ее нормативно-ценностного содержания в сравнении с универсальной этикой. Трансгуманизм как культурная универсалия. Культурные универсалии, являясь составляющими культуры, культурного текста (Лотман Ю. М.) представляют собой, с точки зрения философской метафизики, некие культурные матрицы , которые заточены на диалектическое единство универсального и фактуального, всеобщего и явленного, действительного и реального. В этом смысле культурные универсалии способствуют тому, чтобы рассматривать культуру как феномен, который «перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру – культуру человечества. Поэтому культура всегда, с одной стороны, – определенное количество унаследованных текстов) и унаследованных символов (курсив – мой. Е. М. » [7, c. 4], представляет собой «генетический код человечества», фиксирует изменение ценностного содержания культуры, цивилизационного развития общества (Степин В. С.) [Комм. 3]. В современной культуре происходит изменение онтологического статуса культурной универсалии. Эти изменения связаны с бурным развитием технологий ИТ, компьютеризации, развитием сетевой культуры, что порождает цифровую реальность, где «действующей силой становятся механизмы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=