Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 70 индивидуальной памяти, предметом которой является прошлое. Христианские же мыслители в своих работах направлением памяти указывали будущее, в котором «…смещается понятие настоящего и будущего, а прошлое также актуально, как и настоящее, поскольку то, что дано в Откровении, уже есть некая память будущего» [4, с. 19]. XIX - XX века характеризуются разделением памяти и истории. Для исторической науки память остается фрагментом индивидуального сознания, а феномен памяти выделяется в отдельное направление для изучения. В ХХ веке формируется комплекс научных трудов, посвященных феномену памяти в различных ее видах и проявлениях. В начале ХХ века французский социолог Морис Хальбвакс, считаясь основоположником теории коллективной, исторической и социальной видов памяти, определяет память, как «непрерывный ход мыслей, и она сохраняет то, что еще живет и способно жить в сознании той группы, которая его поддерживает» [9, с. 214]. Эмиль Дюргкейм, будучи учителем Хальвбакса, предвосхищая появление термина «коллективная память», одним из первых начал говорить о «коллективной привычке», которая отличается от индивидуальных представлений и является перманентной формулой, повторяющейся «из уст в уста». Э. Дюркгейм говорил, что мышление групп иное, нежели отдельных людей и имеет собственные законы [5, с. 404]. Обычаи, практики и верования группы могут влиять на социальные факты последующего поведения индивида, т.е. коллективное сознание отличаются от состояний сознания индивидуального, но при это граница между индивидуальным и коллективным относительно размыта, что спустя года будет подтверждено в исследованиях не только социологов, психологов, но и историков, изучающих виды памяти. Феномен памяти в разное время активно изучали Э. Дюркгейм, М. Хальбвакс, П. Бергер, А. Щюц, П. Рикер, Д. Локк, Ян и Алейда Ассман и другие в том числе и ряд российских ученых. Можно отметить, что любая социальная группа в целом является хранителем памяти. Без наличия помнящей социальной группы в любом ее проявлении невозможно было бы изучать и анализировать события и реальности прошлого. Хальбвакс говорит о том, что история и память неравнозначны: «История обычно начинается в тот момент, когда заканчивается традиция, когда затухает или распадается социальная память. Пока воспоминание продолжает существовать, нет необходимости фиксировать его письменно, да и вообще как-то фиксировать. Поэтому потребность написать историю того или иного периода, общества и даже человека возникает только тогда, когда они уже ушли так далеко в прошлое, что у нас мало шансов найти вокруг себя много свидетелей, сохраняющих о них какое- либо воспоминание» [8, с. 20]. Ученый отмечал, что «забвение событий и фигур вызвано не антипатией, отвращением или безразличием, а исчезновением тех групп, которые хранили память о них» [9, с. 26]. Научные идеи Хальбвакса получили свое развитие в работах представителей различных научных дисциплин ученого только спустя несколько десятков после его смерти. В российском научном сообществе феномен памяти изучен значительно слабее, нежели зарубежными авторами. Однако в последние
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=