Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 74 окружения путем принадлежности к социальным практикам религиозного характера, а также принятием религиозного поведения и религиозного опыта значимых близких. Когда мы говорим о религиозности, мы имеем ввиду специфический религиозный комплекс, который состоит из религиозном сознания и религиозного поведения, также важно учитывать, что религиозное сознание может формироваться и как следствие переживания травматичных событий. «Когда речь идет о распаде традиционных ценностей (любви, морали, правде, истине и др.), когда человек предоставлен самому себе, он ищет утешения в религии, веря, что «высшие силы» смогут помочь. Будучи в сложных ситуациях предоставленными сами себе, не надеясь и не ожидая помощи, человек опирается на веру или свою религию. Это индивидуальное внутренняя вера в абсолютную и мистическую силу…» [12, c. 44]. Любое религиозное действие подразумевает апеллирование к сверхъестественным силам. Основываясь на своем предыдущем сакральном опыте и\или опыте близких человек надеется на поддержку\решение мольбы. Если мы говорим о религиозной памяти, как об особом виде памяти, то ее можно определить, как способ сохранения и передачи религиозного сознания и религиозного поведения. Если социальная память подтверждает единство социальных групп [1, с. 31], культурная память, передает смыслы прошлого, то религиозная память организует и на регулярной основе повторяет прошлое в настоящем, транслируя религиозные практики и смыслы прошлого в настоящем. Также определяет идентичность народа, передает религиозные сознание и религиозное поведение от предыдущих поколений последующим, сохраняя себя не только в особом языке, но и в действии: соблюдение пищевых запретов, определённых правил в праздники, молитва, посещение церкви\мечети, соблюдении определенных праздников, связанных с ними практиками и др. Литература 1. Аникин Д. А. Пространство социальной памяти : дис. … канд. филос. наук : 09.00.11 / Аникин Даниил Александрович. Саратов, 2008. 151 с. 2. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 232 с. 3. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М. М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с. 4. Дьяченко О. Н . Риторика как философия богопознания : Аврелий Августин . Курск : Изд -во Курс. гос . ун -та, 2018 . 211 с. 5. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр., сост., послесл. и примеч. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. 352 с. 6. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / пер. с фр. В. В. Земсковой ; под ред. Д. Ю. Куракина. М.: Элементарные формы, 2018. 808 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=