Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 9 Разрыв между цифровой реальностью и действительностью культуры объясняется «цифровым двойничеством», цифровым прототипом, т.е. наличием «статистического двойника как «совокупности моральных данных индивида,… этической модели его цифрового двойника в различных сферах жизни и профилях деятельности (образовательном, профессиональном, биомедицинском и т.д.), как «целостной информационной копии индивида в его динамике, в вероятностной многозначности его поведенческих реакций» [См.: 11, с. 143]. Цифровой обмен мотивирует формирование отрицательных нравственных эмоций (чувства одиночества, социальной активности), а отношения с бестелесными «удаленными» контактами объектов исключают такие нравственные ценности , как милосердие, сочувствие и любовь . В конечном итоге – формируется соответствующая модель личности – нравственный аутист, с характерной поведенческой мотивацией – одиночество-замкнутость и коллективность-агрессивность , исключающая сочувствие и нравственную поддержку, что в дальнейшем перерастает в цифровое насилие, и, в конечном итоге, может привести к насилию в реальной жизни. Цифровая этика – это не просто вид профессиональной этики, но универсальная прикладная этика «цифрового» поведения , прилагаемая к определенным видам профессиональной деятельности , осуществляемой на основе ИТ. Важную роль цифровая этика имеет в области новых профессий. В цифровом мире возникают новые риски , требующие новых принципов регуляции (потеря конфиденциальности, риск обмана и дезинформации, риск распространения экстремизма и порнографии, надзор правительства, монополия на сервис от больших корпораций) и т.д. В этом смысле цифровая этика как совокупность моральных норм (запретов, обязанностей, прав), является регулятором взаимоотношения людей при использовании информационных технологий, применимых в различных сферах профессиональной деятельности. Особенно острой проблемой цифровой этики являются перегруженность информацией и интернет-зависимость, которые оказывает большое влияние на повседневную жизнь миллионов людей, порождая новые виды заболеваний и ставя серьезные проблемы перед медицинской практикой. У нас отсутствует систематизированное понимание патологий информационного общества, хотя в последнее время диагностировано такое заболевание как «цифровая деменция» [Комм. 6]. В этой связи возникает новая область медицины – цифровая биомедицинская этика. Актуальными проблемами цифровой этики являются: право на интеллектуальную собственность, неприкосновенность частной жизни, безопасность, перегруженность информацией, достоверность информации, поставляемыми Интернет-ресурсами, дискриминация по половому, расовому, религиозному признаку, искусственные «посредники», достоверность и актуальность информации об окружающей среде, цензура.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=