Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 97 Союзе в те же годы. В тексте подробно рассматриваются актуальные для того времени архитектурно-археологические изыскания и даже проекты колониальной архитектуры Италии [Комм. 8] и обсуждаются специфические проблемы понимания ее задач, например, «систему распределения европейских и туземных кварталов» [13, с. 163-179]. В 1930-е гг. СССР начинает планомерную реконструкцию древних городов в восточных советских республиках, и не исключено, что итальянский опыт также мог быть учтен. И на сегодняшний день «Архитектура послевоенной Италии» – это полезное и обстоятельное исследование, в котором приводятся многочисленные примеры сооружений. В книге, которую, конечно, можно критиковать за способы подбора материала и методы анализа, даны исчерпывающие примеры основных теоретико-философских оснований и тенденций фашистской архитектуры [Комм. 9]. Естественно все, или почти все, представлено в том виде, в котором это хотела бы видеть советская идеологическая машина. Например, в современном жилищном строительстве в Италии: 1. Архитектура «по-прежнему обслуживает личные интересы заказчика» [Комм. 10] [13, с. 157]. 2. Использует принципы западного функционализма [13, с. 158]. 3. Претворяет в жизнь претензионную и утопическую теорию фашистского дома [13, с. 158]. Но, несмотря на жесткую критику, автор призывает прочесть «чрезвычайно интересную книгу миланского архитектора» [13, с. 158] Джио Понти «Дом по-итальянски» (Gio Ponti. La casa all’italiana. Milano, 1933) как пример идеи тщательно продуманной машины для жилья. Кроме этого издания в «Архитектуре послевоенной Италии» цитируются современное итальянское исследование «Эстетика архитектуры» Сальваторе Витале (Бари, 1928 г.) и многочисленные журнальные статьи. «Почему же нас все-таки интересует творчество итальянских мастеров, – задаёт вопрос Л. Ремпель, – даже тех, которые связали свою судьбу с судьбой фашизма? Во-первых, – он отвечает на свой же вопрос, – итальянские архитекторы развивают большую строительную активность, особенно ярко выступающую на фоне общего европейского застоя (наиболее сильного в Германии). Во-вторых, … … на примере Италии особенно отчетливо видна порочность современного западного архитектурного движения» [13, с. 8]. Архитектура Италии и « советские массы » . Глобальный дискурс. Процесс смены эстетических и стилистических парадигм в то время – одна из самых интересных исследовательских проблем. Основной эстетически- утилитарной задачей нового государства, которую поставила коммунистическая партия, как написал в 1937 году Каро Алабян, была «задача критического освоения классического наследия и всего лучшего, что создала современная архитектура» [1, с. 13]. Но как определялось «критическое освоение классического наследия» и «лучшее» в современной архитектуре в представлении архитекторов и идеологов того времени, когда эпоха меняется и прежде само собой разумеющееся нельзя воспринимать с былой непосредственностью?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=