Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 99 называет «анализ мировоззренческих установок и качественных подвижек в профессиональном сознании архитекторов-градостроителей на пути от концепции города как приложения к промышленному производству к его пониманию как сложного самодостаточного социально-культурного феномена» [11]. Создание уникальных новаторских архитектурных проектов и городов- спутников нового типа в Италии и СССР имело большой успех у международной общественности. В основе градостроительной концепции архитекторов-конструктивистов лежала теория децентрализации и дезурбанизации крупных городских центров, предложенная, в том числе, и итальянскими рационалистами [Комм. 16]. Важно не просто зафиксировать феномен, но и, поместив его в историко-идеологический и художественный контекст, предложить некоторые методические рамки. Статус советского «авангарда как общей разделяемой ценности и главного отечественного художественного достояния XX века» [3] затмил понимание происхождения и онтологии советской архитектуры как праксиса, обремененного влиянием и зависимостью от множества текущих тенденций. Следует напомнить, что «первый модернизм» итальянских футуристов и рационалистов оказал такое же сильное воздействие на развитие универсальных тенденций архитектуры XX века, как и идеи Ле Корбюзье, Миса ван дер Роэ, Фрэнка Ллойда Райта и советских конструктивистов. Этот период в развитии взаимовлияния идей в профессиональной среде архитекторов до сих пор не был освещен должным образом, несмотря на то, что теории городского планирования, разрабатываемые в Италии и история взаимоотношения принципов рациональной архитектуры и конструктивистских подходов (как и уже изученные «неоклассические» тенденции стиля обеих стран) могли бы стать отправной точкой в переосмыслении художественно-этической составляющей архитектурного и градостроительного наследия СССР. Для Италии и некоторых других стран Европы так же важно понимание этого периода как особой архитектурной эпохи, где реализованные проекты начинают сосуществовать в нашем восприятии архитектуры «на равных» с фантазиями и абстракциями, с утопиями. Кажется, что все они вышли из манифеста Сант- Элиа. В этом смысле огромное наследие бумажной архитектуры, как и стандартизация городского проектирования в СССР и Италии, еще ждут своих исследователей в поиске эстетических и практических точек пересечения и творческих взаимосвязей. Комментарии 1. 1922 год в Италии был объявлен годом Революции и первым годом «новой фашистской эры». 2. Прежде всего, это журналы «Casabella», в котором освещались конкурсные проекты, «Domus», «Rassegna italiana» и «Urbanistica». 3. Примерно с 1928 года, в Италии объявили о создании «новой фашистской архитектуры» на основе слияния «футуризма» и «средиземноморской классики». В публикациях 1930-х годов этот новый стиль

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=