Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 108 Motherland is the problem of an adequate definition. Based on the consideration of the views of thinkers of the past and the analysis of the problem, we can conclude about the spiritual ontology of the Motherland. The motherland as a spiritual substance is acquired by a person in a spiritual and moral act, through the perception of its images. The sources of these images are diverse; each of them reflects both the objective qualities of the Motherland and the characteristics of the cognizing subject. The attractiveness of the images of the Motherland actualizes a person's value attitude towards it. Modern history knows examples of attempts to form a negative image of the Motherland through discrediting its images. Special attention is required to create images of the Motherland, their actualization in the human consciousness, ensuring the understanding of the meanings, ideas and values transmitted by them. Keywords : Motherland, image, image of the Motherland, phenomenon of the Motherland, spiritual substance, means of cognition, value of culture, discrediting of the image, actualization of images of the Motherland DOI 10.22405/2304-4772-2021-1-3-107-117 Понятие «Родина» входит в жизнь человека достаточно рано, уже в дошкольном возрасте. Затем, в период становления и взросления через различные социальные институты он приобретает знания о Родине, формируя собственное патриотическое сознание и поведение. В этом процессе соединяются воедино когнитивный, эмоциональный и деятельностный аспект, то есть человек познаёт содержание Родины, формирует ценностное отношение к ней и совершает выбор относительно своей позиции в решении тех или иных вопросов по своему взаимодействию с Родиной. Благодаря этому категорию «Родина» будет справедливо отнести к фундаментальным понятиям, определяющим бытие личности и общества. Вместе с тем необходимо признать, что реализация указанного процесса может быть сопряжена с конфликтом личностного восприятия Родины как реального объекта. С содержанием понятия Родина человек знакомится через наиболее широко известную его дефиницию как места рождения, государства, гражданином которого кто-либо является [1, с. 745]. С момента, когда человек становится способным формулировать собственную позицию по вопросам организации общественного жизнеустройства, он может задавать неудобные вопросы о том, почему он должен любить и ценить государство, которое согласно справочной литературе отождествляется с Родиной, может ли он критиковать государство и другие. Бывает так, что внушаемая обязанность уважать, заботиться и защищать Родину и Отечество способна вызвать у человека протест, чувство несправедливости, так как он сомневается в адекватности таких призывов и может привести достаточно аргументов, характеризующих государство, гражданином, которого он является. Результатом может быть две ситуации: первая, человек делает вывод о ложности оценки Родины как святыни, высшей ценности, имеющей приоритет перед остальными, вторая – человек задумывается об адекватности распространённой дефиниции категории «Родина». В научно-философской литературе присутствуют обе эти позиции. Представители первой, к которым можно отнести И. И. Сандомирскую, Дж. Кейтеба, А. И. Щербинина, Т. Н. Гребенюк и других, приходят к заключению, что внедрение в массовое сознание категории «Родина» призвана сформировать

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=