Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 11 познание как разрешение противоречий, предвосхищая диалектику Гегеля и теорию критического мышления. Одним из последователей Аристотеля в эпоху Возрождения был П. Помпонацци, который утверждал, что «мышление невозможно без органов чувств, ощущений и представлений» [4, с. 146]. Он считал, что в каждом человеке заложена частица «общего разума», поэтому все люди стремятся к «общему благу», для чего человек должен быть причастен к «созерцательному, практическому и действующему разуму» [4, с. 148]. П. Помпонацци считал, что критическое мышление – это один из видов «общего разума». Готовность мышления к действиям разрабатывалась философами Нового времени. Ф. Бэкон разработал основные положения, которые легли в основу современной теории и практики критического мышления: «беспристрастный ум, освобождённый от всякого рода предрассудков, открытый природе и внимающий опыту» [2, с. 12]. Основоположник эмпиризма утверждал, что разум необходим для познания, ибо его сила «проявляет себя в способности такой организации наблюдения и эксперимента, которая и позволяет услышать голос самой природы и истолковать сказанное ею правильным образом» [2, с. 14]. Т. Гоббс, разрабатывая теорию познания, выделил два метода – аналитический (разложение на простые части) и синтетический (установление связей между ними). Эти методы познания до сих пор являются важнейшими для критического мышления. Рационалистические традиции критического мышления и гносеологического оптимизма о безграничных возможностях познания, в основе которого заложено сомнение как мотивация к процессу познания были заложены Р. Декартом. Наука начинается с удивления. Р. Декарт считает, что в основе философствования лежит сомнение, а И. Кант утверждал, что философия – это умение выйти из несовершеннолетия разума как его несамостоятельности, это умение свободно мыслить. В основе критического познания лежит декартовский принцип рационального сомнения: «Я мыслю, следовательно, существую», так как «Я сомневаюсь, значит – мыслю (осознаю), поскольку акт сомнения есть акт сознания (мышления): во всём можно усомниться, кроме того, что, когда сомнение есть (существует) – есть и мысль, и я мыслю, значит – существую». Краткое определение этого принципа: «Я сомневаюсь, значит, я есть». Этот принцип Декарт положил в основу своей научной методологии: ясное осознанное последовательное рефлексивное применение правил к анализу и интерпретации фактов, нанизывание аргументов, ведущих к подлинным выводам, приводит к достоверным знаниям. Декарт доказывает, что раскрытие истины начинается с сомнения, то есть сомнение – это начальный этап критики, даже по отношению к себе. Декарт считал, что данные чувственного опыта сомнительны. Учёные обязаны обладать навыками методологического сомнения. Он был убеждён, что сомневаться можно во всём, но совсем нельзя подвергать сомнению сам факт

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=