Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 11 познание как разрешение противоречий, предвосхищая диалектику Гегеля и теорию критического мышления. Одним из последователей Аристотеля в эпоху Возрождения был П. Помпонацци, который утверждал, что «мышление невозможно без органов чувств, ощущений и представлений» [4, с. 146]. Он считал, что в каждом человеке заложена частица «общего разума», поэтому все люди стремятся к «общему благу», для чего человек должен быть причастен к «созерцательному, практическому и действующему разуму» [4, с. 148]. П. Помпонацци считал, что критическое мышление – это один из видов «общего разума». Готовность мышления к действиям разрабатывалась философами Нового времени. Ф. Бэкон разработал основные положения, которые легли в основу современной теории и практики критического мышления: «беспристрастный ум, освобождённый от всякого рода предрассудков, открытый природе и внимающий опыту» [2, с. 12]. Основоположник эмпиризма утверждал, что разум необходим для познания, ибо его сила «проявляет себя в способности такой организации наблюдения и эксперимента, которая и позволяет услышать голос самой природы и истолковать сказанное ею правильным образом» [2, с. 14]. Т. Гоббс, разрабатывая теорию познания, выделил два метода – аналитический (разложение на простые части) и синтетический (установление связей между ними). Эти методы познания до сих пор являются важнейшими для критического мышления. Рационалистические традиции критического мышления и гносеологического оптимизма о безграничных возможностях познания, в основе которого заложено сомнение как мотивация к процессу познания были заложены Р. Декартом. Наука начинается с удивления. Р. Декарт считает, что в основе философствования лежит сомнение, а И. Кант утверждал, что философия – это умение выйти из несовершеннолетия разума как его несамостоятельности, это умение свободно мыслить. В основе критического познания лежит декартовский принцип рационального сомнения: «Я мыслю, следовательно, существую», так как «Я сомневаюсь, значит – мыслю (осознаю), поскольку акт сомнения есть акт сознания (мышления): во всём можно усомниться, кроме того, что, когда сомнение есть (существует) – есть и мысль, и я мыслю, значит – существую». Краткое определение этого принципа: «Я сомневаюсь, значит, я есть». Этот принцип Декарт положил в основу своей научной методологии: ясное осознанное последовательное рефлексивное применение правил к анализу и интерпретации фактов, нанизывание аргументов, ведущих к подлинным выводам, приводит к достоверным знаниям. Декарт доказывает, что раскрытие истины начинается с сомнения, то есть сомнение – это начальный этап критики, даже по отношению к себе. Декарт считал, что данные чувственного опыта сомнительны. Учёные обязаны обладать навыками методологического сомнения. Он был убеждён, что сомневаться можно во всём, но совсем нельзя подвергать сомнению сам факт
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=