Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 110 этим согласуются ответы участников опроса, проведённого С. Г. Воркачевым, которые объясняют Родину как «всё, что дорого и близко нашему сердцу», «то, чем человек дорожит» [3, с. 191]. В массовом сознании, следовательно, отсутствует отождествление Родины и государства как политической организации, люди готовы к восприятию Родины как сложного объекта. Духовность онтологии Родины исключает возможность отношения к ней в соответствии с представлениями о комфорте и решении социально- экономических проблем. Познание духовных объектов отлично от познания объектов материальных или социальных, поскольку чувственное созерцание предмета изучения невозможно. Их можно познать только через образы, то есть «результат реконструкции объекта в сознании человек», главная черта которого – «репрезентация идеального, соединённого с нравственно-этическими и социально-культурными ценностями и оценочными суждениями» [11, с. 128]. А. Ф. Лосев объясняет суть образного познания духовных объектов. Образ есть сознательная направленность на иное и сознательное воздержание от этого иного, когда субъект, воспользовавшись материалом иного, уже пытается обойтись без этого иного, силою собственной интеллигенции [9, с. 672]. Процесс познания Родины через образы хорошо раскрывается в тезисе С. В. Гузениной о том, что «возникнув из первых детских впечатлений, образ Родины, при росте опыта духовных коммуникаций, рано или поздно осознаётся личностью через ответственность, иначе говоря – это совесть. Совести неоткуда больше взяться, кроме как из Ничто, т. е. из самого сознания человека» [6, с. 160], которое, заметим, есть отражение объективной действительности. Источниками образов Родины является то, в чём находят отражения её качества, через что она осуществляет свои функции. Образ Родины содержит в себе как указания на содержание Родины, так и на характеристики познающего субъекта, в том числе создателя образа. Он, следовательно, имеет сложную онтологию, включающую объективные и субъективные элементы. Множественность образов Родины свидетельствует о её содержательности, возможности явиться, по слова С. Н. Булгакова в другом образе славы [15, с. 373]. В отличие от понятия, стремящегося оградить познаваемый объект от субъективности, оценочности, образ позволяет познавать изучаемое в неразрывной связи с субъектом, целями его творчества и совершенствования. Через образы намного легче человек приходит к осознанию таких понятий как «правда», «добро», «справедливость». Если познание мира через понятия может встретить затруднения вследствие недостаточной компетенции, то, обратившись к образам, человек быстро приходит к необходимым заключениям и формированию своей осознанной позиции. Строгая логика научного познания предполагает исключение эмоционального элемента из рассуждений, отчуждения субъекта познания от его объекта, научные выводы должны быть точны, в них должны отсутствовать недосказанность или сомнения. Всякое суждение должно быть обосновано аргументами или фактами. Образное познание мира идёт несколько иначе, вместо пространных рассуждений человеку достаточно увидеть,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=