Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 110 этим согласуются ответы участников опроса, проведённого С. Г. Воркачевым, которые объясняют Родину как «всё, что дорого и близко нашему сердцу», «то, чем человек дорожит» [3, с. 191]. В массовом сознании, следовательно, отсутствует отождествление Родины и государства как политической организации, люди готовы к восприятию Родины как сложного объекта. Духовность онтологии Родины исключает возможность отношения к ней в соответствии с представлениями о комфорте и решении социально- экономических проблем. Познание духовных объектов отлично от познания объектов материальных или социальных, поскольку чувственное созерцание предмета изучения невозможно. Их можно познать только через образы, то есть «результат реконструкции объекта в сознании человек», главная черта которого – «репрезентация идеального, соединённого с нравственно-этическими и социально-культурными ценностями и оценочными суждениями» [11, с. 128]. А. Ф. Лосев объясняет суть образного познания духовных объектов. Образ есть сознательная направленность на иное и сознательное воздержание от этого иного, когда субъект, воспользовавшись материалом иного, уже пытается обойтись без этого иного, силою собственной интеллигенции [9, с. 672]. Процесс познания Родины через образы хорошо раскрывается в тезисе С. В. Гузениной о том, что «возникнув из первых детских впечатлений, образ Родины, при росте опыта духовных коммуникаций, рано или поздно осознаётся личностью через ответственность, иначе говоря – это совесть. Совести неоткуда больше взяться, кроме как из Ничто, т. е. из самого сознания человека» [6, с. 160], которое, заметим, есть отражение объективной действительности. Источниками образов Родины является то, в чём находят отражения её качества, через что она осуществляет свои функции. Образ Родины содержит в себе как указания на содержание Родины, так и на характеристики познающего субъекта, в том числе создателя образа. Он, следовательно, имеет сложную онтологию, включающую объективные и субъективные элементы. Множественность образов Родины свидетельствует о её содержательности, возможности явиться, по слова С. Н. Булгакова в другом образе славы [15, с. 373]. В отличие от понятия, стремящегося оградить познаваемый объект от субъективности, оценочности, образ позволяет познавать изучаемое в неразрывной связи с субъектом, целями его творчества и совершенствования. Через образы намного легче человек приходит к осознанию таких понятий как «правда», «добро», «справедливость». Если познание мира через понятия может встретить затруднения вследствие недостаточной компетенции, то, обратившись к образам, человек быстро приходит к необходимым заключениям и формированию своей осознанной позиции. Строгая логика научного познания предполагает исключение эмоционального элемента из рассуждений, отчуждения субъекта познания от его объекта, научные выводы должны быть точны, в них должны отсутствовать недосказанность или сомнения. Всякое суждение должно быть обосновано аргументами или фактами. Образное познание мира идёт несколько иначе, вместо пространных рассуждений человеку достаточно увидеть,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=