Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 112 деревянных избах, заборах банях, во Владимире «Красное Солнышко», в православных храмах, иконах Дионисия и Андрея Рублева, в духовных песнопениях, открывающий новый мир, в древней литературе, Слове о полку Игореве [14, с. 382-383]. С. В. Гузенина формирует следующий ассоциативный ряд образа Родины: это нечто чистое, светлое (березы), плодородное и бескрайнее (поля, небо), иногда немного печальное (дожди) субстанциональное начало жизни (дирекция «все вообще»), нечто милое, неприручаемое полностью (кот, леса, реки в лесу), мощное (медведь, тигр), хотя не нападающее без причины (медведь в спячке), которое безропотно несет свою ношу-судьбу (лошадь, верблюд), ей можно и должно служить бескорыстно (образы богатырей, героев ВОВ и памятников им), это нечто заведомо нетоварное (идеология советских фильмов и книг) и отчасти данное в вере (собор В. Блаженного, образ церквей) и не данное в современных жизненных стереотипах [5, с. 32-33]. Просмотрев перечень образов, можно увидеть понимание Родины в качестве идеала, целей и условий жизни, разное по своим характеристикам, требующее изучения. Отвергается возможность формирования образа Родины на основе общественных стереотипов, то есть фиксируется необходимость нравственной работы для понимания Родины. Согласно данным исследования С. Г. Воркачева образ Родины формируют, в первую очередь природа «родные просторы», «леса, поля, берёзы», «земля на которой я живу», «убогие, но милые сердцу деревни и сёла», затем демографические элементы – «свой народ», «близкие по духу люди», «своя культура», «образ жизни», «родной язык» [3, с. 191]. Е. В. Кузнецова и Е. А. Кублицкая указывают на то, что «у имени «Родина» есть много «образов» – это и страна, это и «отчизна», «родные места, где родился и рос», это и государство [7, с. 154]. Опираясь на эти и другие исследования можно выделить среди образов, которые формируют понимание её содержание образы людей, объединённых отношением к ней, образ многоуровнего пространственного объединения, образы природы, образы творчества и труда. Образ Матери занимает среди всех образов особое, ключевое значение [22, с. 57-62]. Множество образов, которые, вместе с тем, повторяются в разных культурах, подтверждает объективность Родины, так и её сложную онтологию и возможность познания при условии активной нравственной позиции человека, стремления разобраться в сути происходящего и перспективного. Образ Родины может сформироваться стихийно, в процессе включения личности в культурную жизнь, а может быть сформирован сознательно в ходе воспитательного или идеологического воздействия. Во втором случае качество актуального образа зависит от целей субъекта, который его формирует, а также от его мастерства дать возможность понять каждому человеку значимость Родины для себя самого. Навязывание положительных образов Родины, противоречащих представлению человека, может привести только к их отрицанию. Важно, чтобы в формировании образов Родины принимал участие каждый человек, пусть в роли зрителя, слушателя, критика. В этом случае образ Родины станет для него тем, что особо значимо, в нём найдут отражение его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=