Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 13 Кроме того, И. Кант связывал разум нравственными принципами. Его практический разум – это признание того, что человек наделён свободной волей и ответственностью. Он доказывал, что человек существует в двух мирах – в мире природы («царство необходимости») и в мире свободы, и его нельзя делать средством достижения внешних целей. Сократовско-кантовская вопросно-ответная процедура стала необходимым элементом подлинного критического мышления. Так М. Хайдеггер в систему аргументации встраивал процедуру вопрошания и критику как самого вопроса, так и последующих ответов, что представляло собой теорию вопросно-ответной процедуры. «Всякий вопрос по делу – уже мостик к ответу. Ответ по существу – всегда просто последующий шаг спрашивания» [9, с. 102]. Логика М. Хайдеггера основана на начальном вопрошании, а дальнейшая критика диктует свои законы мыслительной деятельности. Анализируя Сократовские диалоги Платона, Г. Г. Гадамер приходит к выводу, что «вопрос труднее ответа», подчёркивая роль критического мышления на каждом этапе работы с проблемой (от постановки до завершения). Особая заслуга в развитии основ критической философии в контексте научного познания принадлежит К. Попперу, который является основателем критического рационализма. Он доказывал, что научное знание нельзя сводить к накоплению фактов, так как факт становится научным, только если он объясняется определённой теорией. Научное познание – это конкуренция теорий, где побеждает та, которая в большей степени способна объяснить наибольшее количество фактов и явлений исследуемой области. К. Поппер вводит принцип фаллибилизма, суть которого заключается в обосновании того, что любое научное знание не является окончательным. Оно представляет собой только гипотезу и промежуточную интерпретацию истины, которая ведёт к замене на лучшую интерпретацию. К. Поппер считает, что прогресс в науке возможен, ибо каждая научная теория временна и учёные ищут факты, которые могут её опровергнуть (фальсифицировать). Этот метод позволяет отличать подлинную науку как процесс достижения истины и лженаучной теории. Истинная наука открыта критическому анализу, а псевдонаука основана на сомнительных фактах. Подлинная наука обладает преемственностью и кумулятивностью и одновременно открыта и не завершена. Научное знание верифицируемо (проверяемо), но всегда не полно. Переход в науке на новые основания путём пересмотра прежних оснований – это и есть революция. Поэтому научное знание – это и есть реализованное сомнение. Именно это и положил в основу своей теории развития К. Поппер. Научное познание начинается с постановки вопроса, на который сразу нельзя дать однозначный ответ без аргументированного размышления, без выбора метода и способа подтверждения фактов. Именно навык критического, то есть рефлексивного вдумчивого анализа информации, без умения ставить содержательные вопросы и находить убедительную аргументацию различать

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=