Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 14 обоснованные суждения от недостоверных – нельзя создать основу для формирования собственной исследовательской позиции. Когда человек встречается с миром, он начинает его интерпретировать, исходя из того, что он уже знает. Эти интерпретации часто затмевают реальный взгляд на проблему. Чтобы расширить наше представление, надо уметь задавать проблемные вопросы. Любой ответ надо уметь превратить в вопрос. Вопросы расширяют горизонты нашего знания. К. Поппер, отстаивая идею об отсутствии идеального источника знаний, предполагал отказаться от поиска его источника и заменить его поиском ошибок, при котором критика превращается в важнейшую способность человека. В знаниях человека присутствуют ошибки, предубеждения, надежды и т.д. Поиск истины можно осуществить только путём устранения ошибок, путём критики теорий, догадок как своих, так и других людей. Но начальным условием поиска истины всегда становится такая формулировка теорий или гипотез, которая доступна для критики. Так, К. Поппер подтвердил, что критическое мышление – важный инструмент познания. Объясняющие и интерпретационные вопросы представители герменевтики Г. Гадамер и П. Рикёр считали выявляющими сущность человеческого восприятия, так как то, что человек воспринимает, он перед этим себе объясняет. Вопросы – интерпретации учат вырабатывать навыки осознания причин мнений и поступков, вдохновляя нас на новые идеи, и позволяют получать информацию о непонятых нам причинах действий. В отличие от Г. Г. Гадамера и М. Хайдеггера, Э. Фромм начал говорить о проблемах образования в контексте вопросно-ответных процедур, выделив два типа студентов: первые – получают готовые ответы и не стремятся к поиску нового, другие – активно воспринимают чужие мысли, рассматривая слушание как живой процесс, который порождает новые вопросы и идеи. В середине 60-х гг. XX в. критическая техника получила несколько названий – «критическое мышление», «критическая теория образования», «новая социология образования», «социально-критическая педагогика». Теоретиками «критической педагогики» и «критического образования» в США и Западной Европе стали Х. Й. Гамм, И. Дамер, И. Иллич, В. Лемпер, П. Макларен, П. Редер и др. Корни критической педагогики связаны с идеями Франкфуртской школы критического обществознания. В 70-е гг. XX в. сформировалась новая образовательная парадигма, которая основывалась на идеях критического мышления и неформальной логики. В нашей стране эти идеи приобрели широкие масштабы. Развитие критического мышления личности стало одним из быстро развивающихся направлений реформирования современной системы образования. Подобная идея виртуальной реальности, которую передаёт компьютер в мозг человека, положена в основу фильма «Матрица». Границы познания реальности и относительности чувственных способностей познания пронизывает все современные научные исследования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=