Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 142 В седьмой Олимпийской оде поэта Пиндара (ок. 517-443 гг. до н. э.) в честь Диагора (на победу в кулачном бою в 464 г. до н. э.) прославляется как сам атлет, так и его родина Родос [19, с. 35]. Сын Диагора Дорией – панкратист, трижды победитель в Олимпии (87- я, 88-я и 89-я Олимпиады – 432, 428, 424 гг. до н. э.), многократный триумфатор на других соревнованиях, активно участвовал в общественной и культурной жизни своего государства. Даже враги афиняне не решились казнить такого известного всей Элладе человека, захваченного в плен во время войны [17, с. 409]. Павсаний, описывая статую победителя в длинном беге Эрготела (первая половина V в. до н. э.), сообщает нам интересные факты биографии этого неординарного спортсмена-гражданина: «Эрготел, сын Филанора, одержал в Олимпии две победы в длинном беге и столько же других побед на Пифийских, Истмийских и Немейских состязаниях; говорят, что вначале он был не гимерцем, как гласит надпись на его статуе, а критянином из города Кносса; но изгнанный из Кносса своими политическими врагами во время мятежа, он прибыл в Гимеру, получил там право гражданства и удостоился многих других почестей. Поэтому естественно, что он желал, чтобы на состязаниях его объявляли жителем Гимеры» [Там же, с. 403]. До нас дошла олимпийская ода Пиндара в честь победы Эрготела в 470 г. до н. э. В ней поэт утешает политического изгнанника тем, что им по праву может гордиться его новая родина – сицилийская Гимера [19, с. 50-51]. Отметим, что тираны греческих полисов, вкладывая огромные средства в содержание колесниц и тренировку возничих, часто одерживали победы в конном ристании на Олимпийских состязаниях [11, с. 24]. В таких случаях патриотизм граждан и интересы тиранов, стремившихся поддержать престиж своей власти, совпадали [25, с. 228]. В аристократической Спарте олимпионики были среди членов царских домов. Например, царевна Киниска (конец V – начало IV в. до н. э.), дочь Архидама II первой из женщин дважды стала победительницей в конном ристании (96-я Олимпиада – 396 г. до н. э. и 97-я Олимпиада – 392 г. до н. э.) [17, с. 207]. В Олимпии было воздвигнуто её изваяние – творение великого мастера IV в. до н. э. Апеллеса [Там же, с. 395]. В Спарте олимпионикам не выплачивали денежного вознаграждения. Однако, для простого человека наградой была честь сопровождать в военном походе царя, тем самым на время, войдя в круг его приближённых. Одному лаконцу предлагали на Олимпийских играх большую сумму с условием, что он уступит победу, но тот отказался. Об этом пишет историк Плутарх (ок. 46-127 гг.) в форме диалога с оставшимся неизвестным атлетом: «Что пользы тебе, спартанец, в твоей победе?» – спросили его: «В сражении я пойду с царем впереди войска», – отвечал он, улыбаясь» [22, с. 71]. Из приведённого примера следует, что бескорыстие считалось неотъемлемой частью образа олимпионика. Среди выдающихся спортсменов было много борцов за свободу всей Эллады. О победной статуе Фаилла (первая половина V в. до н. э.) из Кротона, установленной в Дельфах, пишет Павсаний [18, с. 259]. Этот атлет за свой счёт

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=