Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 17 А. В. Прокофьев Институт философии РАН О ПРОБЛЕМЕ СТЫДА В «СУММЕ ТЕОЛОГИИ» ФОМЫ АКВИНСКОГО В статье предпринят анализ осмысления феномена стыда в «Сумме теологии» Фомы Аквинского. Стыд охарактеризован в этом трактате а) со стороны его общего определения, фиксирующего специфику этого переживания, б) со стороны его предметов, то есть постыдных поступков и вызывающих стыд ситуаций, в) со стороны его коммуникативного контекста, те есть роли в его возникновении осведомленных и осуждающих деятеля других людей, г) со стороны значения стыда для процесса морального самосовершенствования. Ответ на все эти вопросы осуществляется Фомой преимущественно в духе одной из трех базовых интерпретаций стыда, той, которая отождествляет его со страхом бесчестья и страданием от него. Будучи сторонником этой интерпретации, Фома критикует то понимание стыда, которое отрывает его от мнения других людей. Основа критики – содержание понятия «страх». С точки зрения Фомы, страх деятеля, касающийся совершения им произвольных порочных поступков, был бы бессмысленным в силу их произвольного характера, а вот страх в отношении неподвластного нам осуждения со стороны других людей (бесчестья) имеет смысл и не несет в себе никаких противоречий. Эта критика имеет два уязвимых места. Во-первых, сам Фома признает, что стыд – это не только страх бесчестья, но и страдание, связанное с присутствующим в мире злом (злом постыдного поступка). Во-вторых, Фома утверждает, что осуждению подлежит лишь греховный акт и, значит, стыд должно вызывать только такое осуждение со стороны других (бесчестье), которое связано именно с греховными актами. Все прочие случаи осуждения вызывают стыд лишь у тех, кто бездумно следует «человеческому мнению». Должная реакция на такое осуждение не стыд, а презрение. Соответственно, бесчестье в той своей части, которая вызывает у стремящегося к совершенству человека именно стыд, а не презрение, вполне подвластно моральному деятелю. Он может его избежать, не совершая ничего постыдного. Обсуждая вопрос о том, какие действия являются постыдными, Фома считает стыд следствием отвратительности действия, а не его тяжести. В отношении грехов плоти такая отвратительность определяется подчинением разума животным удовольствиям, в отношении лживости и ее подвида – льстивости – тем, что разум проявляет погрешность или слабость. Ключевые слова: мораль, этика, психология морали, стыд, определения стыда, предметы стыда, коммуникативный контекст стыда, Фома Аквинский A. V. Prokofyev RAS Institute of Philosophy (Moscow, Russia) ON THE PROBLEM OF SHAME IN ‘THE SUMMA THEOLOGICA’ OF THOMAS AQUINAS The paper analyzes the representation of the phenomenon of shame in The Summa Theologica of Thomas Aquinas. Shame characterized there with respect to a) its definition grasping the essence and the particularity of this emotion, b) its objects, i.e. shameful actions and shameful situations, c) its communicative context, i.e. roles of other people informed about shameful acts and evaluating them, d) its part in the general process of moral self -perfection, especially the interaction of shame and virtue. Aquinas answers all these questions within one of the three main paradigms of understanding shame, the paradigm that identifies it with the fear of

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=