Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 54 arête , то есть практического совершенства, обозначающего пригодность чего- либо или кого-либо. Сравнительный анализ греческих текстов с переводами на английский и русский языки, позволят нам сделать допущение, что английские слова « understanding », « sciences » и, русские слова «знание» и «научное познание» даются как эквиваленты греческих глаголов eidenai и epistasthai , стоящих в инфинитиве. Вместе с тем, глагол eidenai от eido указывает на чувственный характер знания как видения, слышания и умения в целом, а epistasthai (медиальный инфинитив) – на рациональный. Переводчики на русский язык умаляют оттенок eidenai и придают epistasthai модернизированный смысл («научное знание»). Аристотель, хотя он и начинает рассмотрение знания ( epistasthai ) не с чувственно постигаемой вещи, а с чисто умозрительной – arche , aitia , stoicheion , в знании, постигаемом умом ( epistasthai ), не может избежать чувственного оттенка, что само по себе представляет значительную часть смысла термина; объект знания ( epistasthai ) не только интеллектуально постигается, но и бессознательно чувствуется. Поэтому в переводах чаще всего употребляются слова «ученый» и «занимающийся наукой» вместо специального античного термина theoretikos (созерцающий, размышляющий). В этом смысле, созерцающий без посвящения (подобно тому, которое проходил Платон), определяет само созерцание лишь как первую ступень познания, а не конечную, сопряженную со смыслом человеческой жизни. Анализируя тексты Аристотеля можно прийти к выводу, что знание в античности отождествляется с видами деятельности, своего рода смыслом жизни в дифференцированной форме, обусловленным человеческой практикой на конкретном этапе человеческих потребностей. Однако имело место разграничение «любителей ремесел» и тех, кто любит «усматривать истину» (созерцать не конец знания, а его исходный пункт и предел одновременно). Аристотель также, как и Платон полагал, что полисный человек способен не только на практическую деятельность, но и на творческую и созидательную. Поэтому творческую деятельность Аристотель усматривает в многообразии форм искусства и техники; а умозрительную определяет как философствование, которое включает не только умственную деятельность, но и добродетельный образ жизни. Издатель текстов Аристотеля на древнегреческом языке и комментатор его трудов, У. Д. Росс [13], представил деление знания в античной философии, при котором знание как творческая деятельность подразделялось на: 1) практическое ( practike ); 2) творческое ( poietike ); 3) умозрительное ( theoretike ). При этом Платон и Аристотель не противопоставляют знание и объект. В свою очередь, умозрительное знание разделяют на физику ( physike ), математику ( mathematike ) и «первую философию» ( prote philosophia ) или «учение о божественном» ( theologike ). Эпистемологическая традиция, сложившаяся в современной литературе, требует, чтобы иерархия знания строилась по аксиологическому принципу, отражая при этом иерархию бытия. Theologike (позднее метафизика) не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=