Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 6 Keywords : Socratic method, maieutics, question-answer procedure, doubt, questioning, truth, dialogue, critical reasoning, critical thinking. DOI 10.22405/2304-4772-2021-1-3-5-16 Современный философ постмодернист Жан Бодрийяр писал: «Мы находимся в мире, в котором становится всё больше и больше информации и всё меньше и меньше смысла» [1, с. 158]. Сегодня ежедневно огромный поток информации, чаще всего недостоверной и противоречивой, падает на голову каждого человека. Кроме фактов присутствуют предрассудки, предубеждения, а иногда и скрытые фэйки, с помощью которых делаются попытки манипулировать нашим сознанием в различных целях. Как сделать выбор и принять правильное решение, разобраться, что истинно и полезно, а что нет? Здесь нам и необходимо развитое критическое мышление как основа «критического образования», «критической педагогики», которые нужны, чтобы ориентироваться в современных информационных потоках. Понятия «критическое мышление», «критическое образование», «критическая педагогика» появились относительно недавно – во второй половине XX века. Однако, как научные термины они ещё не получили достаточного оформления. Первоначально формируются представления о критическом мышлении. В разных контекстах это понятие отражает разные способности человека. В 1989 г. Р. Эннис дал следующее определение: «критическое мышление – это логическое и рефлексивное мышление, которое ориентировано на принятие решений, во что верить и что делать» [10, с. 98]. Критическое мышление – это специфическая работа сознания, открытого к диалогу к себе и собеседнику, когда мы, решая проблемы, ставим новые вопросы и в контексте конкретной ситуации находим баланс между «уже известно» и «ещё неизвестно», готовы рисковать и ошибаться, делая правильные выводы. Критическое мышление – это вид открытой рациональности. Если закрытая рациональность опирается на фиксированные правила, происходит в закрытом смысловом пространстве и не направлена на поиск нового, то критическое мышление как рефлексивное осмысление – это одно из оснований философствования, когда человек учится видеть мир целостно, понимая своё место в нём, определяя своё отношение к нему. Философствовать – значит уметь системно аргументировать, вырабатывать собственное мнение и оценку событий, свою позицию. Корни критического мышления находятся в глубокой древности, когда начинает формироваться культура критического мышления. Более 2500 лет назад в Античной Греции зарождается искусство философствования. Категория «критическое мышление» развивалась параллельно с понятием «мышление». История философии – это история человеческого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=