Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 62 пропадают вещи и предметы, падает обрядовая утварь на обряде, не зажигается или тухнет огонь», «травма волхва». Функциональная роль своеобразных знаков от высших сил, природных знамений достаточно широко представлена в мифологии современного нативизма. Следует обратить внимание на тот факт, что подавляющая часть фиксируемых символов «свыше» не несет сакральной статичности, мировоззренческого постоянства. В большинстве случаев знамения связаны с конкретными действиями «заказчика» – ментора, организующего и непосредственно осуществляющего религиозный акт. Кроме того, знак, свидетельствующий о присутствии потусторонних сил, может проявиться во время конкретного общинного события (празднично-обрядового мероприятия) и в результате различных аскетических практик как «активных» (экспедиционных путешествий к сакральным объектам), так и «пассивных» – медитативных. Учитывая приведенную вариативность, вместе с тем следует констатировать что, одним из важнейших условий фиксации знаков, символов, знамений становится непосредственное присутствие служителя культа или рядового адепта нативистских движений в зоне лей-линий, капищ, храмовых комплексов, священных рощ и т.п. «Исходя из текстов, содержащих описание подобных явлений, языческие приметы выполняют несколько функций. К таковым относится непосредственно мифологическая (мифотворческая функция) – знамения являют собой зримую волю божества, олицетворяют фактическое присутствие высших сил на обряде. Реализация религиозно- практической функции заключается в выборе места для создания культового сооружения (капища), появлении дополнительного стимула в выработке общего настроя на обрядовое действо, “погружении” в миф, снятии дискомфортных преград психологического и духовного порядка у неофитов, создании новоязыческого сборника сакральных чудес, возможно, с целью утверждения и подтверждения истинности мировоззренческого выбора» [12, с. 96]. Под принудительностью М. Ю. Лотман понимает обязательную обратную связь от сверхъестественных сил, возникающую после обращения к ним жреца / волхва. Ответы, полученные от служителей культа, свидетельствуют о том, что в ходе проведения обрядового действа налаживается диалог между агентами коммуникации. В частности, многие участники опроса отмечали, что благоприятные погодные условия, внешние проявления окружающей среды, такие, как «облако в форме свастики, пролет определенной птицы и т.д.», «безоблачное небо», «луч солнца», отождествляются ими с положительными ответами богов на совершаемые действия. И наоборот, затруднение поиска места для капища, «выкалывание жертвенного каравая из огня, затухание костра», «непреодолимые обстоятельства у собравшихся на праздник, из-за чего они не смогли приехать, разобщенность и отсутствие единого настроя в ходе обряда» становятся проявлением нежелания высших сил участвовать в коммуникативной практике. Помимо того, что «принудительность» отражает взаимодействие служителя культа с потусторонним, эта категория коммуникативного акта

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=