Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 63 является выражением диалога между жрецом / волхвом и его помощниками и «паствой». Участники обрядового действа так или иначе демонстрируют свою вовлеченность в процесс. На вопрос «Какие факторы указывают на состоятельность / несостоятельность коммуникации, осуществленной вами с единомышленниками, единоверцами во время проведения обрядового (праздничного) действа?» респонденты дали следующие ответы. «Взаимопонимание, принятие, поддержка, воодушевление, искреннее веселье», «все понимают, что им надо делать и делают это (например, наливать мед в рог или подавать хлеб), никто не мешает исполнять обряд (например, никто не шумит, не разговаривает, когда это запрещено, у всех людей выключены телефоны)», «единство мысли, поддержание высокого уровня концентрации всей группы» – указанные факторы дают понять жрецу, что контакт с сообществом налажен и обратная связь от единомышленников к нему поступает. Особенно важен в этом отношении один из ответов: «Когда я их чувствую, как себя, что мы единый организм». Здесь в полной мере проявляется характер рассматриваемой модели коммуникации «Я-Мы». Жрец не противопоставляет себя другим участникам обряда, не стремится к принудительной дифференциации, наоборот – для него обязательным становится процесс единения с другими, что позволяет ему говорить о функционировании в пространстве ритуала коллективного Мы. Эквивалентность означает, что «отношения контрагентов носят характер эквивалентного обмена и могут быть уподоблены обмену конвенциональными знаками» [9, с. 467]. Указанные выше благоприятные и неблагоприятные природные явления, помехи во время проведения обряда, явления окружающей действительности – крик птиц или зверей, затухание обрядового костра, облако в виде сакральной фигуры – становятся теми априорными знаками, которые способствуют пониманию служителем культа факта состоявшейся или несостоявшейся коммуникации с высшими силами. Договорность указывает на вступление участников диалога в так называемые договорные отношения. В данном случае речь идет о подразумеваемом договоре, не имеющем внешнее проявление. Однако действия, совершаемые служителем культа, отражают наличие заранее заданной договоренности. Так, например, участники опроса отмечали, что треба может быть принята хорошо или не принята совсем, что костер может гореть ровно или падать. Такие внешние проявления способствуют пониманию принятия высшими силами договора или его нарушения. Указанные характеристики коммуникации формируют ее габитуальный модус. Выше было указано, что габитус оформляет вокруг себя пространство. Следовательно, он является выразителем прошлого опыта, ориентирующего актора коммуникации на создание вокруг себя того или иного социокультурного поля. Одновременно с этим габитус сосредоточен на настоящем, проявляющемся в наборе определенных привычек, систем, схем поведения участника коммуникации. Это сращение прошлого и настоящего в моменте времени актуализирует опыт адресанта и реципиента и вызывает в каждом ответную реакцию на действия другого. В целом же этот процесс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=