Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 65 после проведенного действия направлена на формирование в сознании жреца / волхва той психологической картины эмоциональной наполненности или опустошения, которая в дальнейшем станет имплицитно присутствовать на проведении обряда и направлять его духовный и душевный настрой по той или иной оси. Таким образом, через рефлексию служитель культа превращает рациональные правила, цели, мотивы в смыслы. Пространство смыслов поглощает также и сформированную картину мира, которая, в свою очередь, становится осмысленным комплексом обсуждаемых и постигаемых предметов. Взаимодействие в контексте модели коммуникации «Я-Мы» может быть также опредмечено. В рамках исследования коммуникативных практик религиозного нативизма особое значение приобретает инструментарий служителя культа, и так обладающий сакральным содержанием. Респондентам было предложено описать смысловую нагрузку следующих предметов: посох, бубен, обрядовое облачение, набор оберегов. Таким образом, в поле исследовательского интереса попадает такое понятие, как «интенсионал». Введенный в научный оборот немецким философом Р. Карнапом, он обозначает «совокупность мыслимых признаков обозначаемого данным понятием предмета» [1]. Соответственно, каждый из представленных выше сакральных предметов является интенсионалом, поскольку респонденты вкладывают в них свое понимание и свой набор свойств. Необходимо оговориться, что не каждый инструмент используется всеми служителями культа в обрядовой практике. Посох. Большинство респондентов отметили, что данный предмет является помощником в налаживании диалога с высшими силами. Неслучайно жрецами / волхвами используются такие образы, как Мировое Древо, Ось Мира, столп силы. В качестве функций посоха во время проведения обрядового действа служители культа выделили следующие: «изгнание болезнетворных Духов», «связан с властью и пониманием мудрости», «олицетворение божественной силы, ведущей за собой», «опора, проводник энергии», «вместилище духовной силы жреца», «направляющая силы», «сигнализация статуса жреца». Таким образом, респонденты отметили несколько смысловых составляющих инструмента. Во-первых, посох как атрибутивный признак «общающегося с богами» человека в данном религиозном сообществе. Причем этот человек обязательно владеет сакральным знанием и житейской мудростью. Во-вторых, посох как символ заключающего в себе сверхъестественную силу предмета. Этиология этой силы может быть как божественного характера, так и земного. В-третьих, посох как проводник энергии, ментального тела жреца / волхва в пространство иррационального. В-четвертых, посох как оберег, призванный не допустить злых духов, темную силу в пространство проводимого ритуала. Примечательно, что такую функцию выделил только представитель сибирского шаманизма. По всей вероятности, это объясняется тем, что главная функция посоха в обрядовом поле шаманизма заключается в транспортировке служителя культа в потустороннее пространство и пограничное состояние, где шаман может оказаться во власти темной материи [10, с. 170].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=