Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 68 как следствие такого единения происходит безоговорочное принятие Другого. Коммуникация «Я-Мы» достигает своей кульминации – каждый обращен внутрь себя и находит Другого в себе. Акторы создают эмоциональное, психологическое, ценностное единство, ориентированное на процесс взаимодействия, взаимораскрытия, взаиморазвития, эмпатического обмена, обмена ценностями и идеалами. Следовательно, с полной уверенностью можно говорить, что природой коммуникативной практики во время проведения обряда, праздника является такое коммуникативное действие, как диалог. Коммуникативная практика как определенное событие осуществляется в границах коммуникативного пространства. Под данной категорией в настоящей работе понимается физическое пространство, организующее систему отношений и типов взаимодействия акторов коммуникации. Исходя из предмета исследования, были выделены два вида пространства, внутри которых проходит коммуникативный акт: объекты природного ландшафта и рукотворные культовые сооружения. Поскольку проблема коммуникативного пространства связана с проблемой его восприятия, респондентам было предложено определить степень значимости функций, которые выполняются данными пространственными объектами. В качестве функций объектов природного ландшафта были выделены медитативная, коллективная (объединительная) и функция задабривания потусторонних сил. Необходимо пояснить, что к данному виду пространства были отнесены деревья, камни, горы, водоемы. В структуре мировоззрения нативизма они являются священными. Леса, рощи всегда были местом особого поклонения у славян. Именно там происходило частное общение с высшими силами. Деревья в лесу, и особенно одно, образовывающее священный центр, являлись символом Древа Жизни. У них просили помощи, постигали тайное, добивались справедливости. Почитались и водоемы – реки, озера, родники, ручьи. Н. Н. Сперанский (волхв Велимир) по этому поводу пишет, что славяне «находили, что они есть суть – земное проявление священных дев – берегинь. От дев-берегинь у людей появляется красота и здоровье» [5, с. 35]. Любые водоемы, особенно озера, считались святыми. На их берегах устраивали праздники, им приносили подношения, с ним разговаривали, у них просили помощи. Камни, горы рассматривались как имеющие непосредственное отношение к земле, питающиеся ее энергией и продуцирующие ее вовне. Большинство респондентов (45 %) отметили, что наиболее значимой функцией объектов природного ландшафта является медитативная. Служителям культа важно побыть наедине рядом с деревом, камнем, озером, сонастроится с ними, уловить энергию, идущую от них, и тем самым наладить духовную связь с богами. Второй по значимости респонденты (41 %) признали коллективную (объединительную) функцию. Природные объекты, таким образом, признаются ими в качестве центра сплоченности единоверцев. Это те места, где возможно осуществить коммуникацию «Я-Мы», где каждый находит внутри себя Другого, объединяется с ним в уникальное целое. Наименее важной функцией служители культа (36 %) признали функцию задабривания

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=