Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 76 Введение Различные проблемы религиозного искусства ставятся и изучаются исследователями в религиоведении, искусствознании, философии, антропологии, истории, литературоведении и ряде других наук. Вместе с тем вопрос дефиниции исследовательского концепта «религиозное искусство» не часто становится предметом исследований. Д. А. Головушкин и И. Р. Гумарова отмечают, что «вопрос о времени возникновения самого понятия «религиозное искусство» в отечественной гуманитарной науке практически не разработан» [7, c. 78]. Упомянутые авторы предлагают достаточно исчерпывающий обзор определений, разработанных в российском религиоведении, начиная с XX века, анализируют варианты, предложенные Д. М. Угриновичем, В. С. Глаголевым, И. Н. Яблоковым, И. П. Давыдовым, И. А. Тульпе, А. М. Прилуцким и В. Ю. Лебедевым. Исследователи фиксируют сложность и противоречивость концепта, его полифункциональную и полисемантическую природу. Проблема содержательного наполнения понятия «религиозное искусство» затрагивается во многих работах И. А. Тульпе, в том числе в последнем диссертационном исследовании. В западноевропейском научном дискурсе вопрос дефиниции и методологии изучения религиозного искусства также является дискуссионным. Авторитетные исследователи искусства в контексте религиоведения Д. Апостолос-Каппадона и Д. Адамс отмечают важность изображений в коммуникации религиозных идей, и, во-первых, рассматривают их как первоисточники (primary documents) наряду с текстовыми ресурсами [18, p. 3], во-вторых, отмечают за искусством особый способ «видения», право уникальной чувственной экспрессии, которая генерирует теологическую интерпретацию и рефлексию [18, p. 4]. Ошибочность игнорирования искусства в контексте религиоведения обосновывается тем, что историю и практики многих религиозных систем невозможно изучать, исключая искусство. Так, например, ущербным будет рассказ об истории христианства в средние века, без обсуждения особенностей готической архитектуры или история Реформации в Европе без феномена барокко [18, p. 12]. В работе «Искусство возвышенного. Принципы христианского искусства и архитектуры» Р. Хоман понимает под религиозным искусством – «произведения искусства, которые изображают персоналии или исторические события в религиозной традиции», независимо от качества и цели создания произведения искусства, важен только изображенный предмет. Если в произведении недостает религиозной темы, то оно не может быть отнесено к «религиозному искусству» [19, p. 7]. «Религиозное искусство» отличается от «сакрального искусства» (sacred art) – имеюще го ограниченный доступ, т.е. запретного, и от литургического (liturgical) или благочестивого (devotional) искусства, т.е. того, что связано с ритуальной практикой, непосредственным почитанием в религиозной общности. Собственно христианское искусство автор относит к искусству возвышенного, которое выводит за пределы обыденности, оно «охватывает душу и возвышает дух» («invade the soul and elevate the spirit») [19, p. 9], направляет к поискам Бога (красота является одной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=