Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 80 системы искусства позволили применять атрибут «религиозное» по отношению к области художественных произведений? Отдифференциация искусства как социальной системы начинается раньше появления понятия «эстетика», предложенного А. Баумгартеном, и ранее трактатов Ш. Баттё, Г. Э. Лессинга и И. И. Винкельмана. Н. Луман относит генезис различения искусства как самостоятельной области к эпохе Возрождения, когда были открыты античные образцы. В средние века концепция красоты трактовалась в русле христианского догмата творения и считалась атрибутом бытия, а также слияния красоты с благом в едином Боге. Открытие античных моделей впервые представило красоту как то, что может быть не связано с христианством. Возникло представление, что «в мире уже существовало совершенство, не связанное с творением христианского Бога» [21, p. 251], т.е. что может существовать красота вне христианской символики. С периода ориентации на античные образцы, их изучения и имитации можно говорить о том, что искусство начинает ссылаться само на себя, формулирует собственную историю. Обширная полемика «Спор о древних и новых» (Querelle des Anciens et des Modernes), разразившаяся в конце XVII века в литературных кругах Франции, подчеркнула идею о том, что искусство уже существовало и лишь требует реактуализации [21, p. 237]. В ходе дискуссии возникла концепция разнообразия и трансформации стилей, а также понимание единства сферы несмотря на разрывы и вариации. XVIII век характеризовался усиленным поиском универсальных и объективных принципов (критериев) красоты (Э. Бёрк, У. Хогарт, Ф. Хатчесон), который был продолжен в философской эстетике А. Г. Баумгартена и И. Канта. Искусство дистанцировалось от рационализма науки и идеалов эпохи Просвещения, утверждая свои основания в сфере чувственности. XVIII век добавил необходимость критериев новизны, оригинальности, интереса, остроумия. Однако, Луман считает, что именно в романтизме (конец XVIII - начало XIX вв.) была открыта социальная автономия искусства [23, p. 507]. Данное утверждение формулируется не на основе различений иррациональное/рациональное или фантастическое/реальное, а в связи с тем, что именно в романтизме система имеет дело с самопроизведенной неопределенностью [24, p. 507]. В немецком идеализме и далее в теории и литературной критике романтизма формулируются собственные различения, освободившие искусство от референции на обоснованное в религии единство истины, блага и красоты. Изначально проблемы искусства поднимаются в философском дискурсе. А. Г. Баумгартен выделяет для чувственного познания специфическую науку – эстетику. И. Кант, продолжая критическое переосмысление возможностей и границ познания, а также рациональных оснований нравственности, приходит к осознанию необходимости согласования между собой этих сфер [11, c. 46]. Он выделяет особую способность души, которая относится к миру удовольствия и его осуществления – способность суждения, претендующую на всеобщность различения чувства удовольствия/неудовольствия, но при этом не предоставляющую информации о предмете суждения [11, c. 49]. Категория

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=