Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 82 – считает Шлейермахер, – сама по себе с необходимостью проистекает из глубины всякой лучшей души», поскольку «ей принадлежит самостоятельная сфера сознания, в которой она неограниченно властвует» [9, c. 37]. Искусство, наука, мораль и религия, по Шлейермахеру, отвечают за различные сферы, для каждой из них существует «самобытная область» [9, c. 48]. Так, искусство – это бытие упорядоченных вещей, свободные и подвижные предписания, власть гения и фантазии [9, c. 39]; религия – внутреннее чувство единства бытия, «общее бытие и жизнь вселенной», «действие в нас Бога через посредство действия в нас мира» [9, c. 48]. Также Шлейермахер утверждает многообразие форм религии, когда «каждый должен сознавать, что его религия есть лишь часть целого», а «весь объем религии бесконечен и не может быть вмещен в одну определенную форму» [9, c. 53]. Протестуя против косности и формализма в религии (конфессиях той эпохи), философ утверждает, что «всякое священное писание само по себе есть дивное создание, живой памятник героической эпохи религии; но через рабское почитание оно становится мавзолеем-памятником, что был великий дух, которого больше нет» [9, c. 72]. Религия должна избегать публичности и соответствовать созерцанию универса. Не случайно в начале «речей о религии» Шлейермахер вспоминает греческого поэта Симонида, ответившего на вопрос о богах лучшим ответом – молчанием. Мыслитель презирает внешность однообразных и равнодушных обрядов, смелым манифестом становится утверждение: «Не всякий имеет религию, кто верит в какое-либо священное писание, а лишь тот, кто понимает его живо и непосредственно и кто, следовательно, сам по себе легче всего мог бы обойтись без него» [9, c. 73]. «Речи о религии» вызвали бурную реакцию, со стороны теологов и критиковались как «талантливая апология пантеизма и спинозизма» [3, c. 416]. Написанный Ф. Шлейермахером трактат активно обсуждался в йенском романтическом кружке и на страницах журнала «Атенеум» (Athenaeum), который издавался с 1798 по 1800 год в Берлине Августом и Фридрихом Шлегелями. Это уже была не философская теория и дискуссия, но литературная критика. В концепции Ф. Шлейермахера важными для описания созревания концепта «религиозное искусство» представляются три момента. Во-первых, фундирование религии во внутреннем чувстве человека, универсальном для всех людей. Во-вторых, религия мыслится в пространстве других религий (Шлейермахер сравнивает и отмечает непохожесть религии христиан, турок и индусов; называет религией древние обожествления явлений природы и верования греков в богов-олимпийцев) и представляет собой лишь фрагмент, ограниченную форму, к которой неприменимы характеристики истинно/ложно (это прерогатива понятийности науки). В-третьих, выражение религиозности должно быть личным, у него нет конкретной схемы, свода правил, доктринального канона и т.п., что открывает (и даже предписывает) возможность личного самовыражения в религии. В. Жирмунский отметил, что «Речи» Шлейермахера «представляют собой момент сознания того глубокого мистического движения, на почве которого развивается романтизм» [8, c. 9]. Мистически понимали религию
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=