Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 86 абсолютного принципа. Основная мысль романтизма, выраженная в систематической форме, становится завершением Гегелевской системы», – резюмирует В. Виндельбанд [2, c. 353]. Заключение Подводя итог исследования семантических различений, можно заключить, что романтическая школа оказала решительное влияние на формирование концепта «религиозное искусство». Он приобретает следующие ключевые характеристики: 1. это особая духовная деятельность человека; 2. субъективное выражение религиозного (христианского) содержания; 3. выражение в чувственной форме религиозных представлений; 4. стремление вывести дух за пределы чувственности и наличного бытия; 5. появляется сравнительный элемент и преемственность в сфере искусства (от искусства Древнего Египта, Древней Греции до искусства христианской Европы); 6. является личным самовыражением художника; 7. «прекрасное» и «возвышенное» выступают критериями искусства и не смешиваются с христианским Богом (прекрасными могут быть и античные статуи, и готические соборы и т.п.). Во второй половине XIX века концепт «религиозное искусство» активно используется авторами-искусствоведами, например, Дж. Рёскиным, Э. Малем для описания искусства христианской Европы, применяется в XX-XXI веке иногда тождественно, а иногда в противопоставлении «церковному искусству», «духовному искусству», «литургическому искусству», «христианскому искусству» и другим концептам в зависимости от применяемых различений. Использование различения «религиозное искусство» свидетельствует об отдифференциации системы искусства, когда она собственными ресурсами обрабатывает комплексность системы религии и формулирует о ней независимые заключения. Религиозное искусство становится одним из жанровых ответвлений общей системы искусства, сформулировавшей собственную уникальность, а также особой характеристикой произведений, выводящих за пределы обыденности к смежным с религией проблемно- тематическим вопросам. С точки зрения теории аутопойетических систем Н. Лумана, понятие «религиозное искусство» – это такой же подвижный концепт, как и любой другой, применяемый для описания общественной коммуникации. Его конкретное определение необходимо уточняется в зависимости от культурно-исторического контекста, исследовательских целей и различений. Литература 1. Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М.: Искусство, 1962. 312 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=