Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 16 жизнь» с непривычки придавила меня до того, что даже дышать стало трудно (курсив мой – В. Р.)» [5, с. 176]. Этот образ «живой жизни» потом присутствует и в «Преступлении и наказании», и в «Бесах», и, наверное, во всём его романном творчестве если не прямо, то подспудно, определяя мысли, споры и завихрения парадоксальных персонажей. «Живая жизнь» Достоевского будет актуализирована в литературно-художественном изображение ада сталинских лагерей в прозе и поэзии В. Шаламова [14, с. 479-500; 15]. Вера Достоевского и ад «живой жизни». Достоевский и Данте Вопрос о религиозности Достоевского, его «православности» и «воцерковлённости», наверное, самый сложный и спорный. В «Записках из Мёртвого дома» мы видим, как писатель выходит из периода своего юношеского, нигилистического неверия. Великий пост в остроге, великопостная служба неожиданно всколыхнули воспоминания детства: «торжественные молитвы, земные поклоны – всё это расшевеливало в душе моей далекое-далекое минувшее, напоминало впечатления еще детских лет», поэтому «мне очень приятно было, когда, бывало, утром, по подмерзшей за ночь земле, нас водили под конвоем с заряженными ружьями в божий дом… Я припоминал, как, бывало, еще в детстве, стоя в церкви, смотрел я иногда на простой народ, густо теснившийся у входа и подобострастно расступавшийся перед густым эполетом, перед толстым барином или перед расфуфыренной, но чрезвычайно богомольной барыней, которые непременно проходили на первые места и готовы были поминутно ссориться из-за первого места». Именно там, у входа, где теснился простой народ, была напряженность веры, исполненная молитвенным преображением и как «казалось мне тогда, и молились-то не так, как у нас, молились смиренно, ревностно, земно и с каким-то полным сознанием своей приниженности» [4, с. 176]. Вопрос о религиозной вере и религиозно-философских исканиях Достоевского, часто приписываемых ему по вере его героев, идеологизирован и мифологизирован в современных интерпретациях мировоззрения Достоевского, что требует отдельного, непредвзятого анализа. Особенность этих религиозно- философских исканий проявляется при сопоставлении полифонии текстов Достоевского и Данте, на что в своё время впервые обратил внимание М. М. Бахтин. В своей первой книге «Проблемы творчества Достоевского» (1929 год) М. М. Бахтин пишет: «Итак, мир Достоевского – художественно организованное сосуществование и взаимодействие духовного многообразия, а не этапы становления единого духа. Поэтому и миры героев, планы романа, несмотря на их различную иерархическую акцентуацию, в самом построении романа лежат рядом в плоскости сосуществования (как и миры Данте) и взаимодействия (чего нет в формальной полифонии Данте), а не друг за другом как этапы становления. Но это не значит, конечно, что в мире Достоевского господствует дурная логическая безысходность, недодуманность и дурная
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=