Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 5 К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В. Н. Назаров Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Е. Д. Мелешко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого НРАВСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСКАНИЯ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО: ЭТИКА ИММАНЕНТНОГО ПОСТИЖЕНИЯ ЗЛА В статье исследуется опыт нравственно-религиозных исканий Ф. М. Достоевского, одной из ступеней которого является имманентное постижение и переживание зла. Данный путь предполагает возможность восприятия и переживания зла не извне (с социально-нормативной и правовой точки зрения), а изнутри, из хаотических глубин духовной природы человека. Авторы статьи останавливаются на двух главных следствиях, вытекающих из имманентного постижения зла: 1) осознании вины и ответственности добрых за существование злых и 2) понимании духовной силы злых как условия их духовного и милосердного просветления. При этом в статье подчеркивается, что данный путь восприятия зла возможен и благодатен только для подлинно свободных и духовно зрелых личностей. В заключении рассматриваются особенности христианского гуманизма Достоевского, основанного на этике имманентного постижения зла. Ключевые слова: Достоевский, «Записки из мертвого дома», «Братья Карамазовы», имманентное постижение зла, вина добрых, духовная сила злых, христианский гуманизм V. N. Nazarov Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Russia, Tula) E. D. Meleshko Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Russia, Tula) MORAL AND RELIGIOUS SEARCHES OF F. M. DOSTOEVSKY: THE ETHICS OF THE IMMANENT COMPREHENSION OF EVIL The article examines the experience of F. M. Dostoevsky, one of the stages of which is the immanent comprehension and experience of evil. This path presupposes the possibility of perceiving and experiencing evil not from the outside (from the social-normative and legal point of view), but from within, from the chaotic depths of the spiritual nature of man. The authors of the article dwell on two main consequences arising from the immanent comprehension of evil: 1) awareness of the guilt and responsibility of the good for the existence of the evil and 2) understanding the spiritual power of the evil as a condition of their spiritual and merciful

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=