Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 63 - возникнет понятие «посмертной цифровой личности», для осмысления которого понадобятся как философские обоснования, так и правовая база, устанавливающая ее статус и права; - цифровая смерть может считаться не меньшим, а большим злом, по сравнению с биологической смертью, что придаст особый статус послесмертному присутствию в инфосфере; - возникнут особые культурные и моральные практики отношений к умершим и с умершими (которые условно можно обозначить термином « некрокоммуникация »); - возникнут особые формы искусственного зла (artificial evil) – уничтожение инфорга, намеренная трансформация инфорга, присвоение цифровой личности, эксплуатация цифровой личности, в том числе, и посмертной, и т.п.; - возможно возникновение некой формы новой цифровой религии, обосновывающей религиозно-нравственные заповеди послесмертного существования. Данные проблемы пока кажутся фантастическими и нереальными, однако они выглядят достаточно логичными в контексте концепции инфосферы, как проекта ; поэтому вышеперечисленное можно определить как прогностический анализ развития цифровой танатологии в ее этическом аспекте. Этические дилеммы цифровой танатологии Этические аспекты смерти, послесмертия и бессмертия в цифровой среде, на данном этапе развития технологий только формируются, складываясь в предпосылки перечисленных выше проблем цифровой танатологии в контексте инфосферы. На этом основании можно выделить следующие этические аспекты современных проблем цифровой танатологии: - проблемы соответствия реальной и цифровой личности. Данная проблема связана с феноменом «цифрового двойника». С этической точки зрения речь идет о моральном соответствии личности и цифровой личности. Могут ли быть идентичными их моральные характеристики, такие, как, например, набор нравственных ценностей и добродетелей? Если принимать во внимание феномен «двойничества», воплощающий иррациональную часть личности, то между личностью и ее цифровым аналогом возможен некий конфликт ценностей, высвечивающий оппозиционные ценности личности, ее «темные» стороны, что не может не повлиять на отношение к личности в ее послесмертном цифровом существовании, и подчеркивает, как минимум, проблему конфиденциальности информации о цифровой личности после смерти человека. Из этой проблемы вытекает следующий вопрос - о распоряжении «цифровыми останками»; - проблема статуса цифровых останков и права на распоряжение ими. Это, на данный момент, наиболее изученная с этической точки зрения проблема [12; 17; 18; 19; 20]. Так, некоторые ученые предлагают приравнять статус цифровых останков к биологическим останкам [13; 17], что автоматически предполагает, что к ним должны применяться соответствующие правила

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=