Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 72 настроенная часть сообщества мусульман участвует в кибердискуссиях, отстаивает свою позицию в интернет-пространстве. «Исламский дискурс» [См. подробно: 11; 18] охватывает онлайн и офлайн реальность, оставляя цифровой след. Л. Н. Додхудоева рассматривает ислам на его современном этапе развития как социетальный феномен и, стремясь показать переход ислама в новую ступень развития, обозначает его как «новый ислам» [См.: 5, с. 105]. Модерн ислама приводит к поиску собственной цифровой модели религии и социальной реальности, цифровому языку, созданию и освоению новых цифровых технологий, цифровых религиозных продуктов (например, в России религиозные центры активно поддерживают разработки, которые создаются в «IT-парке в Казани и Москве» [21]. В рамках нашей статьи мы хотим показать на конкретных примерах, как происходит цифровизация и как внедряются IT-технологии в исламе: 1) создание представителями мусульманского сообщества электронных медиа , информационно-аналитических порталов , интернет-изданий, интернет СМИ, сетевых изданий (веб-сайтов), «для распространения новостей, сведений о религиозных понятиях и обрядах» [18], трансляции информации о том, какими должны быть личность мусульманина, правильное поведение, осуществление культурной и исторической преемственности поколений. Примером этого можно считать созданный в 2013 году Республике Татарстан (Российская Федерация) «Сетевого издания: Информационно-аналитического федерального портала “Ислам Сегодня”» [15]. Информация, представленная в рубриках, охватывает религиозные и светские стороны жизни и деятельности мусульман как: «Фетвы», «Вероучение», «Молитвы», «Книги-ONLINE», «Женщина в исламе», «Общество», «Политика», «Экономика», «Блоги» (12 блогов), «История», «Спорт». Данное сетевое издание выходит за рамки чисто сетевого издания и имеет широкое представительство в виде сайтов, страниц, групп в социальных сетях (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram), с 2016 года в мессенджере Telegram имеет «Официальный канал федерального информационно-аналитического портала islam-today.ru » (10495 подписчиков, содержит множество фото, видео файлов, информационных заметок – советов, наставлений для верующих, богобоязненных по различным вопросам), с 2015 года на видеохостинге YouTube имеет зарегистрированный мусульманский просветительский канал «ХУЗУР ТВ» (1,14 млн. подписчиков); 2) деятельность в интернет-пространстве VR-религиозных деятелей, VR-муфтиев («скайповых» муфтиев), VR-шейхов («скайповых» шейхов), онлайн-улемов («интернет-улемов»), электронных приходов , джамаатов. Изначально религиозные феномены, реализовывавшиеся в офлайн среде, под влиянием цифровизации распространили свою деятельность в интернет- пространстве приобретя широкую аудиторию в виртуальной умме. Например, С. А. Рагозиной при исследовании онлайн-среды российских мусульман введен в научный оборот термин «интернет-улемы» [См.: 12]. Данный религиозный феномен в цифровой среде представлен лекциями и проповедями преимущественно иностранных улемов, чьи труды переводятся и загружаются

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=